Ползучий год: россияне скупают сувениры со змеями
Продажи сувениров со змеей — символом 2025 года по восточному календарю растут с лета, рассказали «Известиям» аналитики. Изделия со змеями уже обошли по полярности подарки с драконами, которые активно скупали прошлой осенью. Однако из-за теплой погоды в сентябре-октябре основной спрос на новогодние сувениры сместился на более поздний срок. Взрывного роста продаж площадки ожидают в последние недели декабря. Чрезмерная надежда на символ года как талисман, приносящий удачу, может помешать в достижении целей, предостерегли психологи.
Змеи обошли драконов
Россияне в ноябре-декабре скупают сувениры со змеей, которая будет символом 2025 года по восточному календарю. Продажи уже на 11% выше, чем были год назад для изделий с драконом, следует из имеющихся у «Известий» данных аналитического центра «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД».
В среднем на сувениры со змеями россияне тратят 483 рубля, подсчитали аналитики. Наиболее популярными оказались статуэтки, магниты, брелоки.
— Число покупок для таких изделий начало активно расти с июля-августа. Например, в августе их было куплено вдвое больше, чем в июле. В сентябре — вдвое больше, чем в августе, в октябре — в три раза больше, чем в сентябре, а в ноябре — в 2,5 раза больше, чем в октябре, — пояснили в «Чек Индексе».
В этом году из-за более теплой осени продажи новогодней атрибутики сместились на конец ноября и декабрь, добавили аналитики.
— Соответственно, в декабре заметен более значительный рост — свыше 30% год к году по основным категориям праздничных товаров, в том числе сувениров в виде символов наступающего года, — отметили они.
Более половины таких товаров приобретают онлайн.
Какие сувениры со змеям выбирают россияне
Маркетплейсы и другие онлайн-площадки подтвердили «Известиям» рост интереса к подаркам с символом наступающего года. Так, на Wildberries продажи таких товаров выросли на 412% год к году. Наиболее популярны чай и кофе, шоколад, кухонные полотенца, елочные украшения, футболки, календари и магниты с изображением змеи.
На «Авито» наиболее активно приобретают гели для душа, шампуни и другие средства гигиены с символом наступающего года. В ноябре выросли продажи коллекционных вещей с символикой года Змеи — статуэток, зажигалок и других изделий. Кроме того, хорошо продаются детские игрушки в форме змеи.
— Также россияне в ноябре этого года стали в 2,6 раза чаще, чем в октябре, покупать товары для интерьера с символом предстоящего года. Можно найти интересные варианты ручной работы: свечи в форме змеи, статуэтку в виде символа 2025 года, шкатулки и многое другое, — подчеркнули там.
Офлайн-магазины тоже фиксируют рост интереса покупателей к сувенирам со змеями. Особенно востребованы сувенирные фигурки, тематические плакаты и магниты, сообщила «Известиям» категорийный менеджер по сезонным и праздничным товарам Fix Price Анастасия Козлова,
— Эти товары демонстрируют стабильный интерес покупателей, сопоставимый с прошлогодними показателями, особенно на фоне общего роста продаж в последние недели, — добавила она. — Этот год отличается более поздним началом активных покупок новогодней продукции. Рост продаж стартовал ближе к концу ноября, что может быть связано с погодными условиями — теплая осень и отсутствие снега могли повлиять на создание праздничного настроения. Тем не менее в настоящее время мы фиксируем ежедневный прирост спроса.
Изображениями змей стали украшать торты и сладости, подчеркнул директор по аналитике маркетплейса цветов и подарков Flowwow Александр Девяткин. В прошлом году подарки с драконом стали активнее покупать в две последние недели декабря, а максимальных значений их продажи достигли с 25 декабря, увеличившись в десять раз по сравнению с началом месяца, пояснил он.
— Ожидаем, что и в этом году продажи товаров с символом нового года начнут расти в последние две недели декабря, — рассказал эксперт.
Чего россияне ждут от сувениров с символом года
Новогодние сувениры стали покупать активнее благодаря росту популярности онлайн-площадок, полагает независимый пиар-консультант Денис Голдман.
— И речь не только о маркетплейсах. Часть компаний, индивидуальных предпринимателей и самозанятых продают через соцсети или специализированные онлайн-площадки. По данным Data Insight, в 2024 году онлайн-торговля выросла на 36%. Купить что-то онлайн, с распространением точек ПВЗ, проще, чем когда-либо, — подчеркнул он.
Люди, как правило, надеются, что купленный символ года принесет им удачу в делах, пояснила «Известиям» психолог Наталья Наумова.
— Кто-то начинает скупать такие предметы, поддавшись влиянию своих друзей и знакомых. Они видят, что все вокруг приобретают такие предметы, и тоже начинают это делать. Тем более сейчас везде активно продаются календари, магниты и прочее, — подчеркнула она.
Кроме того, покупка сувениров создает праздничное настроение и вызывает приятные эмоции.
— Желание верить в чудо и волшебство, таким образом немного снимая с себя ответственность и перекладывая ее на кого-то другого, — это нормально. Но всё должно быть в разумных пределах. Если человек слишком верит в приметы и магию, то он может потерять самостоятельность в принятии решений, начать слишком полагаться на кого-то другого. Это может в итоге помешать в достижении целей, — предостерегла она.
На волне ажиотажа не стоит приобретать живых змей, подчеркнули эксперты.
— Считается, что такие питомцы принесут удачу. Тем не менее этот экзотичный способ не самый экологичный: так, в прошлом году после празднования рептилий начали массово сдавать в питомники, когда выяснилось, что ухаживать за ними трудоемко, — указал Денис Голдман.
Столичный департамент природопользования и охраны окружающей среды также призвал не дарить змей на Новый год. Специалисты подчеркнули, что к содержанию животных и безопасности близких стоит подходить ответственно. Забота о змеях требует весомых вложений, поэтому дарить их без предупреждения — плохая идея, подчеркнули в департаменте.