Агенты влияния

Выступления губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева касательно негативных явлений в профессиональном областном спорте вообще и футбольном клубе «Крылья Советов» в частности вызвали широкий резонанс. И это закономерно. Сама проблематика уже давно носит острый характер, а с учетом того что такие заявления не делались достаточно давно, логична особая реакция публики.
Поэтому если руководитель региона считает, что в деятельности клуба имеются следы противоправных действий, то, конечно, необходимо обратиться в правоохранительные органы и оказать содействие в их расследовании. Но все должны отчетливо понимать, что ситуация в Самаре — это частный случай. Я же считаю, что налицо системная проблема, которую необходимо решать на самом высоком уровне.
Но для меня гораздо важнее тот факт, что прибыль агента в сотни миллионов рублей идет из регионального бюджета. В данном случае Вячеслав Федорищев говорит о суммах в отдельно взятом футбольном клубе. А если брать в целом по отрасли, то такие финансовые потоки исчисляются миллиардами рублей. Мы не знаем точных цифр, но по минимальной планке можно опираться на данные Российского футбольного союза, который с 2016 года, согласно собственному регламенту по агентской деятельности, обязан публиковать суммы, которые клубы выплачивают посредникам.
И здесь получается весьма интересная ситуация. В 2016 году клубы выплатили агентам чуть больше 250 млн рублей, а в 2023-м — почти 4,5 млрд рублей. Существенная разница. При этом за весь период публикации РФС этих сумм с 2016 по 2023 год итоговая цифра перевалила за 17 млрд рублей.
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что указанные суммы можно и нужно направить на другие цели, коих у государства предостаточно. И уж точно, можете мне поверить, если этих выплат не будет, российский футбол ничего не потеряет. При этом 31 мая 2015 года тогдашний президент РФС Николай Толстых в своем выступлении перед делегатами конференции союза привел следующие данные: в 2012 году клубы выплатили агентам 2,215 млрд рублей; в 2013-м — 1,7 млрд рублей; в 2014-м — 612 млн рублей.
Ту речь Николай Александрович подытожил тезисом, что деньги остались в российском футболе, а также призвал изменить идеологию потребления на идеологию развития. В тот же день конференция РФС небольшим большинством приняла решение об отставке президента РФС. Хотя именно при Толстых в РФС была создана и функционировала межведомственная комиссия по борьбе с противоправными явлениями. Думаю, этот шаг был оправданным и принес весьма положительные результаты за счет плотного сотрудничества руководства российского футбола с силовыми структурами и органами государственной власти. И нечто подобное могло бы принести пользу сейчас, когда возникает вопрос о механизмах устранения тех проблем, о которых говорит губернатор Самарской области.
Пока же, судя по приведенным выше цифрам, за последние без малого 10 лет агентам были созданы все условия для роста их доходов. Чем, собственно, они и пользуются, зарабатывая по 3–4 млрд рублей в год. Под надуманным предлогом были внесены соответствующие изменения в закон о спорте, закрепив в нем понятие спортивного агента. Неоднократно изменялась редакция регламента в угоду одной или другой группе агентов. Честно говоря, рассчитывал, что ситуация коренным образом изменится после февраля 2022 года, но цифры показывают обратное: в 2023 году агентам выплатил на 50% больше, чем в 2022-м.
Процитирую пояснительную записку Государственной думы РФ к изменениям в законе о спорте, касающихся введения понятия спортивного агента: «В целях защиты прав и интересов спортсменов и тренеров, предупреждения злоупотреблений и нарушений при их трудоустройстве в профессиональном спорте, а также в целях повышения качества услуг по трудоустройству спортсменов законопроектом вводится понятие «спортивный агент». Закон был принят в 2017 году. Судя по цифрам, которые публикует РФС, за это время в большей степени оказались защищены права агентов.
Немалую роль играет в здесь то, что стоимость услуг в агентском договоре никак не привязана к фактической выполняемой работе посредника и стоимости аналогичной работы на рынке посреднических услуг. Практически всегда эта стоимость идет в виде вольного ценообразования, по принципу «сколько захочу». Результат внесения таких поправок в закон уже виден и подтвержден цифрами.
Что характерно, признают проблемы и внутри футбольного сообщества. В 2021 году РФС провел исследование «Российский футбол, взгляд изнутри». Оно было основано на опросе 143 человек, работающих в отрасли: 32 футболистов, 23 тренеров (из них 14 детских), 29 руководителей, 17 представителей СМИ, 14 врачей, физиотерапевтов, тренеров по физподготовке, восьми судей, шести ветеранов, трех агентов, двух юристов, одного скаута, одного консультанта и семи иных специалистов.
В опубликованных итогах этой работы есть несколько любопытных моментов. На вопрос «Что наиболее негативно сказывается на развитии российского футбола?» три самых популярных ответа: 1) недостаток профессионалов на различных участках работы; 2) коррупция на всех уровнях; 3) агенты.
Ниже такие ответы, как «чрезмерное участие государства в финансировании клубов» клубов и «недостаточное финансирование со стороны государства». Причем агентов как проблему назвали более 20% респондентов, игравших в футбол, и более 15% не игравших в футбол.
А среди ответов на вопрос «Кто больше влияет на футбол?» ответ «Агенты» стоит на втором месте после РФС. Выше, чем «Руководство крупных частных компаний», «Ведущие клубы», «РПЛ» и «Минспорта». Агентов назвали 20% игравших в футбол и 12,5% не игравших.
Еще интереснее вопрос «Самые главные проблемы в российском профессиональном футболе?» Среди ответов на него вариант «Чрезмерное влияние агентов» на третьем месте — его дало более 20% обеих групп опрашиваемых. Выше только «Недостаток квалифицированных управленцев» и «Коррупция на местах». Ниже — «Слабая инфраструктура», «Плохое судейство», «Ухудшение общей экономической ситуации в стране», «Недостаток квалифицированных тренеров», «Недостаточное научно-методическое сопровождение», «Недостаток квалифицированных футболистов», «Лимит на легионеров», «Климатические условия», «Клубное лобби».
При этом среди главных проблем российских агентов в опросе выделяются «Нацеленность исключительно на получение прибыли», «Коррупционные связи с руководством клубов», «Частая связь с криминальными структурами» и «Низкая квалификация».
Подавляющее большинство респондентов (в районе 90%) признают наличие влияния агентов на комплектование команд, а также (в районе 75%) не могут однозначно ответить, позитивной или негативной является их роль для игроков, предлагая разбирать каждый случай отдельно. При этом большинство признает, что агенты нужны, но их работу нужно четко регламентировать.
То есть РФС, запустив этот опрос внутри отрасли, получил ответ специалистов и сам обнажил ряд проблем, которые необходимо решать. Но решать их либо не получается, либо нет желания.
Между тем на прошлой неделе исполком РФС принял решение доработать изменения в отдельные положения регламента по деятельности футбольных агентов, относящиеся к определению максимального размера вознаграждения футбольных агентов, и вынести их на рассмотрение бюро исполкома РФС.
Стоит пояснить, что с 1 октября 2023 года в России действует редакция Регламента по деятельности футбольных агентов, в которой предусмотрены ограничения на выплаты агентам, в том числе со стороны клубов. Разумеется, агентское сообщество пытается противостоять этому регламенту.
Очень надеюсь, что при голосовании на заседании бюро исполкома РФС возобладает здравый смысл. Никогда не поверю ни в какие доводы за отмену этих ограничений — их может ретранслировать или сам агент, или заинтересованное в работе с ним лицо. Если это лицо окажется представителем клуба, выводы будут на поверхности. ФИФА понимает проблему завышенных заработков агентов и предприняла не одну попытку ее решить. Редакция регламента, которую принял РФС с подачи ФИФА, как раз один из способов, на мой взгляд, не единственный, решить эту проблему.
Министр спорта РФ Михаил Дегтярев не так давно говорил, что в спорте много денег, но вопрос в том, на какие цели они направляются. Выплаты со стороны клубов в адрес агентов в таких масштабах не является и не могут являться такой целью. Особенно со стороны клубов, финансируемых областными бюджетами и государственными корпорациями, а также компаниями, чьи контрольные пакеты акций принадлежат государству. У нас один футбольный клуб может за год заплатить 800–900 млн рублей за три-четыре сделки — на эти деньги можно развивать отдельный взятый вид спорта. Например, водное поло. Перед этой проблемой стоит вся отрасль. И сейчас перед РФС весьма понятный выбор.
Автор — бывший спортивный директор Профессиональной футбольной лиги (ПФЛ), экс-заместитель спортивного директора РФС, в декабре 2012 – июне 2015 годов — председатель комиссии по агентской деятельности РФС, с октября 2020 года — сотрудник общества «Динамо»