Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Орбан после оскорблений Зеленского оставил в силе свое предложение о перемирии
Спорт
В бою Фьюри и Усика будет впервые применен арбитр на базе искусственного интеллекта
Мир
Россия пока не получила ответа США на запрос на агреман для нового посла
Авто
На российском авторынке сменился бестселлер среди иномарок
Мир
СМИ сообщили об изъятии $3,4 млн у блогера Тейта за неуплату налогов
Общество
Экс-депутата Вишневского оштрафовали за нарушение закона об иноагентах
Мир
ЕК перевела транш Киеву в размере €4,1 млрд из Фонда поддержки Украины
Происшествия
Отец брошенного в петербургском ТРК ребенка заявил о послеродовой депрессии жены
Спорт
Овечкин может сыграть впервые после травмы до перерыва на Рождество в НХЛ
Общество
Мишустин принял участие в акции «Елка желаний»
Авто
Changan объяснила уход трех кроссоверов с рынка России
Общество
В Ростове-на-Дону возбудили дело о теракте после поджога подростками электровоза
Общество
Производителя фасоли привлекли по иску об отравлении едой из «Самоката»
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 210 боевиков на курском направлении
Мир
Рябков заявил о готовности России к налаживанию отношений с США
Общество
Многоженец с 14 детьми Сухов рассказал о проверке в отношении его семьи
Мир
Вагенкнехт заявила об окончании глобализации при господстве Запада
Политика
В МИД РФ выступили против блокады Кубы со стороны США
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Боевой ледокол «Иван Папанин» сможет решать широкий круг задач, от военных до гуманитарных, рассказали опрошенные «Известиями» эксперты. В частности, корабль, который войдет в состав ВМФ в следующем году, способен участвовать в спасательных операциях и доставке грузов. А необходимость в таких боевых единицах обусловлена повышением активности недружественных стран в арктическом регионе.

Какие задачи может решать ледокол «Иван Папанин»

Одна из задач патрульного корабля ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550 — ледокольная, а вторая — участие в сопровождении конвоев в арктических широтах, рассказал «Известиям» военный эксперт капитан 1 ранга Василий Дандыкин. По его словам, третья возможная задача — доставка грузов в отдаленные гарнизоны, в том числе островные. Это полноценная боевая единица, которая может выполнять как боевые, так и транспортные функции, полагает эксперт.

Это достаточно большой корабль, тяжелый — лед давит массой. Может в не самой сложной ледовой обстановке действовать, не привлекая наши атомные ледоколы, — отметил Василий Дандыкин. — А с другой стороны, на его вооружении стоят ракеты, есть своя артиллерия, противовоздушная оборона, есть вертолет, который может осматривать ледовую обстановку и решать другие задачи. Одним словом, это боевая единица, которая не относится к вспомогательному флоту.

Патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550 во время торжественной церемонии спуска на воду на предприятии «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. 2019 год

Патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550 во время торжественной церемонии спуска на воду на предприятии «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. 2019 год

Фото: РИА Новости/Александр Гальперин

Боевой ледокол «Иван Папанин» проекта 23550 может выполнять широкий круг задач, от военных до гуманитарных, рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков.

«Иван Папанин» может вести и патрулирование, и перехват, выступать как ледокол, как буксир, как спасательное судно, — отметил он. — И вертолеты на него могут садиться, и катера с него могут действовать. Наверняка будет участвовать в снабжении. У нас разбросаны многие базы на разных землях. Все-таки Арктика — это будущее. Там огромное количество ресурсов, морские пути, неподконтрольные западным странам. Это всё надо оборонять.

Дмитрий Болтенков отмечает, что Арктика и защита российских владений там — генеральное направление для России.

— Там большие экономические зоны, огромное количество добываемых ресурсов, — добавил он. — И недружественные страны любят совать туда свой нос. А мы не хотим, чтобы там ходили посторонние. Эти воды исторически наши, и мы вложили огромное количество материальных ресурсов и человеческих усилий по их освоению. Поэтому мы ведем укрепление, в том числе постройкой таких военных ледоколов.

Патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550 во время торжественной церемонии спуска на воду на предприятии «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. 2019 год
Фото: ТАСС/Валентин Егоршин

«Иван Папанин» будет выполнять те же задачи, что и не имеющие ледового класса корабли и суда ВМФ, только с поправкой на арктическую зону, рассказал «Известиям» научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Илья Крамник.

Нам нужны такие корабли, потому что вероятные противники из блока НАТО последовательно активизируют свои военные усилия в Арктике и начинают всё чаще там ходить, — пояснил эксперт. — Пока они в основном летом там ходят ввиду почти полного отсутствия ледоколов. Но у них, в первую очередь у американцев, есть планы по усилению ледокольной составляющей, соответственно, можно ждать расширения времени их присутствия там. Поэтому желательно иметь надводные военные корабли, способные контролировать соответствующие акватории и при необходимости оказывать вооруженное воздействие. Это главная задача, обусловленная перспективами расширения присутствия флотов НАТО в Арктике.

Боевой ледокол «Иван Папанин» проекта 23550 во время выхода на заводские ходовые испытания. 28 июня 2024 года

Боевой ледокол «Иван Папанин» проекта 23550 во время выхода на заводские ходовые испытания. 28 июня 2024 года

Фото: ТАСС/Валентин Егоршин

Ранее временно исполняющий обязанности гендиректора «Адмиралтейских верфей» сообщил, что передача «Ивана Папанина» флоту планируется летом следующего года, а до этого ему предстоит пройти ледовые испытания в районе архипелага Земля Франца-Иосифа. На заводские ходовые испытания ледокол вышел в июне. До этого экипаж завершил комплексную подготовку к приему корабля.

Какие ледоколы для ВМФ строит Россия

«Иван Папанин» — головной в линейке ледокольных сторожевых кораблей проекта 23550. Второй такой корабль — «Николай Зубов».

Корабли проекта 23550 предназначены для проводки судов во льдах, буксировки, мониторинга арктических вод, сопровождения судов обеспечения и конвоирования задержанных кораблей и судов. В арсенале ледокола есть артиллерийская установка АК-176МА, также он может нести крылатые ракеты «Калибр». При необходимости на его борту может базироваться многоцелевой вертолет. Команда имеет на вооружении переносные зенитные ракетные комплексы. Ледокол развивает скорость до 18 узлов и может преодолевать ледяные поля толщиной до 1,7 м. Автономность корабля — 70 суток, а дальность плавания — 10 тыс. морских миль. Водоизмещение 8500 т, что делает его самым крупным военным кораблем, построенным в постсоветские годы.

Артиллерийская установка АК-176МА на палубе патрульного корабля ледового класса «Иван Папанин»

Артиллерийская установка АК-176МА на палубе патрульного корабля ледового класса «Иван Папанин»

Фото: ТАСС/Максим Константинов

«Известия» сообщали, что «Иван Папанин» пополнит 14-ю бригаду противолодочных кораблей Кольской флотилии Северного флота. Планируется, что он обеспечит деятельность боевых кораблей в самых сложных погодных условиях. Это связано с решением военного ведомства обеспечить круглогодичное присутствие кораблей ВМФ в Арктике, в акватории Северного морского пути.

Ранее командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго, говоря об «Иване Папанине», отметил, что он может нести крылатые ракеты, и подчеркнул при этом, что этот тип ракет не является оборонительным оружием.

Зрители на набережной смотрят на проход кораблей в акватории Невы в преддверии Дня ВМФ в Санкт-Петербурге. На втором плане: патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550

Зрители на набережной смотрят на проход кораблей в акватории Невы в преддверии Дня ВМФ в Санкт-Петербурге. На втором плане: патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

В МИД России в ответ заявили, что не понимают суть претензии: «Иван Папанин» — это не классический ледокол, а многофункциональный военный корабль, поэтому установка на него разрешенных вооружений не может вызывать вопросы.

Инфографика

Помимо кораблей проекта 23550 Россия также строит для ВМФ линейку других ледоколов — проекта 21180М. Головной — «Илья Муромец» — несет службу на Северном флоте. Он был заложен в 2015 году, в 2017-м передан в состав ВМФ и стал первым за 45 лет ледоколом, построенным для нужд Военно-морского флота. Второй представитель серии «Евпатий Коловрат» вошел в состав Тихоокеанского флота в этом году. Он строился по модернизированному проекту 21180М. В частности, разработчики уменьшили габариты и осадку. Водоизмещение корабля — 4000 т, осадка — 4,6 м против 6,8 м у «Ильи Муромца». По словам разработчика, уменьшенная осадка позволит кораблю заходить в порты Тикси в Якутии и Диксон в Красноярском крае, которые эксплуатируются ВМФ России.

Читайте также
Прямой эфир