Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Китае указали на выдающиеся успехи ВКС России в конфликте на Украине
Мир
В ЕС заявили об ударе по авторитету Каллас из-за ее плана по Украине
Мир
Французский регулятор постановил запретить вещание Пятого канала и СТС в стране
Мир
США согласились на исключение из санкций для Венгрии по оплате газа из России
Общество
Правительство РФ выделит 750 млн рублей на конкурс «Интервидение»
Армия
Российские военные уничтожили живую силу подразделения ВСУ в ЛНР
Мир
Бортников заявил о готовности РФ реагировать на вызовы безопасности совместно с КНР
Общество
Замглавы ФСИН рассказал о тестировании в СИЗО Москвы новых средств блокировки связи
Мир
Маск пригрозил судом «сливающим фейки NYT» сотрудникам Пентагона
Армия
ВСУ за сутки потеряли более 240 боевиков в курском приграничье
Мир
Додон заявил о заинтересованности Санду в продолжении конфликта на Украине
Общество
В Москве прощаются с Бедросом Киркоровым
Мир
Шойгу сообщил Ким Чен Ыну о внимании Путина ко всем договоренностям с КНДР
Общество
В Карачаево-Черкесии пресекли деятельность трех криптоферм
Мир
Президент Литвы заявил о готовности отправить войска на Украину
Общество
Синоптик посоветовал московским автомобилистам менять резину после 25 марта
Экономика
Набиуллина заявила о снижении вероятности повышения ключевой ставки

Написано пером: Исторический музей представил лучшие советские плакаты

В Москве крупным планом показали знаковые образы народа-победителя, созидателя и труженика
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Государственном историческом музее открылась мультимедийная экспозиция «Образ и слово. Искусство советского плаката». Выставка представит масштабную инсталляцию, посвященную работам известных графиков. Плакат как художественное явление ХХ века продемонстрировано здесь наиболее полно. «Известия» погрузились в эстетику СССР и поразились современности и актуальности агитпечати.

Вполголоса о просвещении

Советская эстетика уже не первый год бьет рекорды популярности. И выставки, обещающие продемонстрировать художественный образ СССР, вызывают живой интерес посетителей. Вот и Исторический музей, открывая проект «Образ и слово. Искусство советского плаката», отмечает повышенный запрос на прошлое.

— Я могу об этом судить по тому потоку посетителей, который идет к нам, — поделился с «Известиями» генеральный директор ГИМа Алексей Левыкин. — Я вчера вышел из музея и наблюдал на улице очередь, стоящую на уже работающие в ГИМе выставки.

В Историческом музее внушительная коллекция плакатов эпохи Советского Союза. Единичные экземпляры не раз демонстрировались в разных тематических выставках. Но эта первая, которую можно сравнить с монографией. В залах представлены работы мэтров плакатного искусства: Корецкого, Тоидзе, Иванова, Кулагиной. Их творчество известно даже тем людям, кто не очень интересуются плакатами. Например, «Родина-мать зовет!», «Ты записался в добровольцы?», «Красной Армии — слава!». Есть на выставке и работы, которые экспонируются впервые.

— Наш музей не имеет постоянной экспозиции, связанной с историей ХХ века, — говорит Алексей Левыкин. — ГИМ мечтает о новом здании, где бы мог полно продемонстрировать свои сокровища. Но пока в городе вместо учреждений культуры строят торговые центры, об образовании и просвещении говорить можно вполголоса.

Слово, которое било в цель

Выставка поделена на несколько разделов. Кураторы шли от хронологии.

— Не было задачи показать развитие плаката как искусства. Мы хотели продемонстрировать через образы основные темы, которые были отражены художниками, — рассказала арт-директор проекта Екатерина Чаркина. — Тут и «Товарищ женщина», самые красивые плакаты. На них зачатки феминизма: матери, труженицы. Раздел «Демиурги и строители» рассказывает про индустриализацию и коллективизацию. Плакат — актуальное искусство. В нем находят отражение все футуристические надежды, чаяния. А в зале с тематическим названием «Порок — за порог» представлены сатирические плакаты, высмеивающие слабости и пороки, например, «Не болтай!» или «Болтун — находка для шпиона». А вот — человек-флюгер и надпись «Таких не выбирать!».

На выставке можно встретить строителей коммунизма, защитников Отечества, спортсменов и даже врагов с фашистскими крестами.

— Те произведения, которые здесь представлены, всю жизнь меня сопровождали, — признался Алексей Левыкин. — Я был достаточно активным молодым человеком: членом комитета комсомола, работал в стройотряде. Плакаты — уникальный срез нашей культуры.

Казалось бы, созданный простыми средствами воплощения, отпечатанный в типографии плакат не должен вызывать серьезного отношения, но какая сила кроется в образе, созданном профессиональными художниками! У каждого из них за плечами была школа живописи.

— Все образы на плакатах сопровождаются словом, — говорит искусствовед, куратор выставки Кирилл Алексеев. — Это слово било в цель. Плакат мог повести человека либо на ратный подвиг, либо на трудовой.

Плакаты от нейросети

Текст становится более важным элементом, чем образ. Как правило, это были лозунги: «Побеждали в бою — победим и в труде!», «Отстоим Москву!», «Слава КПСС». Плакат развивался по своим законам. Особое значение для музея имеют плакаты 1930–1940-х годов, это наиболее напряженный исторический период нашей страны. Они собраны в разделе «Мужество и Победа». Художники были достаточно свободны в выражении своих замыслов. Как говорит куратор, образы отбирались естественным путем. Если плакаты не принимались людьми, то они растворялись в историческом контексте. Но те, которые нашли всенародную поддержку, стали отображаться, повторяться через многие десятилетия. Таким плакатом стала «Родина-мать зовет!»

— На плакате изображена супруга художника Ираклия Тоидзе, — рассказал Кирилл Алексеев. — Он запечатлел ее образ в тот момент, когда жена сообщила ему о начале войны. Плакат уже десятилетия в матрице нашего народа. Образ стал каноническим изображением Родины-матери.

А рядом два плаката Тоидзе 1918 и 1941 года. На посетителей смотрит одно и то же лицо мужчины. Только войны разные — Гражданская и Отечественная. Один призывает записаться в добровольцы, а другой вопрошает: «Чем ты помог фронту?».

Центральным экспонатом в зале «Мужество и Победа» стала миниатюра памятника Вучетича «Родина-мать» с Мамаева кургана. Она возвышается на постаменте, стилизованном под архитектон Малевича. Жест поднятой руки с мечом повторяется в плакатах на стенах. Даже в образе солдата с поднятым автоматом на плакате «Мы победили!». Образ Родины-матери — смысловой центр выставки. Лица на плакатах — словно на образах в храме.

— Потому что принцип организации плаката такой же, как в иконе: основной — первый план, и измененная перспектива на втором, — поясняет Кирилл Алексеев.

Выставка покажет плакат как художественное произведение и как исторический документ, отражающий идеологию и ценности, эпоху и общественные настроения. Создатели приурочили ее к 80-летию Победы.

Как рассказал Алексей Левыкин, для него самые сильные по воздействию — плакаты 1930–1940-х годов. Многие из них и сейчас работают, выполняют свою задачу. По-новому считываются призывы лиц с пожелтевших листов.

— Вы смотрите хроники СВО по телевизору? Видите, что в блиндажах у наших защитников? Мультимедиа? Нет. «Родина-мать зовет!» Я думаю, что этот вид искусства не может умереть. Потому что как только возникает потребность, искусство сразу отвечает на нее, — говорит Алексей Левыкин.

В чем же исключительность советского плаката? Генеральный директор ГИМ объясняет это тем, что в СССР работала целая индустрия и плакат был механизмом идеологии. А еще был госзаказ, который выполняли мастера высочайшего уровня. Над одним плакатом могла работать группа авторов. Всем известны Кукрыниксы, а имена их сейчас знают немногие. Хотя их острое перо было оружием поопасней автомата. Говорили, что Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов вызывали дикий ужас у Гитлера.

В проекте соединяются исторические материалы и современные технологии.

— Здесь плакат создает искусственный интеллект, — рассказала Екатерина Чаркина. — Любой может задать свои параметры, и плакат отобразится на экране.

Изучить актуальные образы, созданные в начале и середине ХХ века, можно в Государственном историческом музее до 31 января 2025 года.

Читайте также
Прямой эфир