Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Общество
Путин отметил способность россиян преодолеть любые угрозы
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на «черном рынке» западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Дело в технике

Эксперт Алексей Карфидов — о подготовке будущих инженеров и научном суверенитете страны
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В эту среду — 30 октября — в России отмечается День инженера-механика. Это специалист, который занимается проектированием, анализом, разработкой и технической поддержкой систем и устройств. Профессии инженера-конструктора и инженера-технолога сейчас становятся одними из самых высокооплачиваемых. Очень востребованы специалисты по робототехнике, биоинженерии, беспилотной технике, приборостроению и смежным направлениям.

Особо ценятся опытные технологи, так как они могут влиять на скорость производства, качество, количество брака и, как следствие, себестоимость изделий. Подготовить таких специалистов возможно только в условиях передового оснащения.

Большую роль в этом и технологическом суверенитете страны сыграют вузы. Благодаря поддержке министерств, отечественных компаний и корпораций мы уже проводим передовые исследования, создаем продукты. Всем нужны локальные технологии, с минимальной зависимостью от иностранной элементной базы.

В этом процессе на университетах держится вся наукоемкая составляющая и разработка методологии. Например, по линии АНО «Агентство по технологическому развитию» больше вузов получают аккредитацию как разработчики и потенциальные производители новых изделий. Меняется и профиль запросов к университетам. Российские компании обращаются к исследователям и ученым за решениями не только с высокой степенью готовности, но и на ранней стадии.

Предполагается, что университеты с учетом этих процессов пройдут определенную трансформацию по расширению производственной базы. В этом направлении планируется создание новых кампусов, дополнительных мощностей для самостоятельного производства одиночных опытных образцов и сопровождения серийного выпуска.

Сейчас на предприятиях востребованы будут те, кто уже знаком с производством, прошли «обкатку» внутри университета, понимают специфику и готовы оперативно включиться в процесс. При этом часть таких подготовленных специалистов могут оставаться и внутри вуза, развивая научно-технические школы. Поэтому развитие собственных научно-производственных возможностей вузов напрямую улучшит уровень подготовки и адаптируемости выпускников к любым местам работы после завершения учебы.

А работодатели хотят к себе в команду вполне опытных сотрудников. Например, обучая студентов на кафедре инжиниринга технологического оборудования НИТУ МИСИС, мы прорабатываем вопросы автоматизации, чтобы свести к минимуму трудоемкость сборки. Каждое изделие создается с заделом на серийный выпуск. По такому принципу, кстати, сделан автошприц для самостоятельных инъекций «Комарик» — чтобы в дальнейшем ускорить массовое производство.

Вскоре студенты-инженеры будут быстрее осваивать образовательную программу и параллельно стажироваться, раньше выходить на производство и получать опыт — таким образом решится дефицит кадров. Прогнозирую значительный рост российских производственно-технических баз и продуктов, в том числе вузовских.

Думаю, что искусственный интеллект и виртуальные ассистенты также станут полезным инструментом в обучении инженеров. Допустим, сейчас конструктор рисует геометрический элемент при помощи библиотеки стандартных изделий или вручную. Не исключено, что в будущем нейросети смогут распознавать посыл человека и с высокой степенью автоматизации помогать ему строить инженерные модели.

При этом возрастет число натурных экспериментов в силу развития технологии быстрого прототипирования. Студенты смогут оперативнее создавать макеты и опытные образцы изделий, тестировать их в реальных условиях. Это приведет к более осознанной проработке дипломного проекта. Тем самым повысится и доля выпускников, занятых по специальности.

Чтобы достичь технологического суверенитета и в будущем опираться на собственные решения, в России необходимо создавать разработки с задействованием отечественных производственных возможностей со степенью локализации до 70–80%. Внутри страны уже созданы все условия для выпуска высокотехнологичных изделий — от микроэлектроники и процессоров до сложного наукоемкого оборудования. Исследователи и инженеры не копируют чужие, а реализуют свои проекты: создают макеты, опытные образцы и задумываются о последующей организации серийного выпуска на отечественных площадках.

Такое развитие собственных научно-производственных площадок и опытно-конструкторских бюро станет решающим фактором конкуренции за абитуриентов в образовательной среде. Эта борьба положительно скажется на развитии отечественной науки и техники.

Автор — заведующий кафедрой инжиниринга технологического оборудования НИТУ МИСИС

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир