Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

В мире «животных»

Фольклорист Дарья Радченко — о том, можно ли назвать дискуссию о квадроберах примером моральной паники
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

За последние полгода в СМИ и социальных сетях появилось огромное количество публикаций о детско-подростковом увлечении квадробингом, и их число продолжает расти. По этому вопросу высказываются самые разные публичные персоны — от депутатов Госдумы до священников. В чем же причина такой активности и, самое главное, такого резко негативного отношения к игровой практике подростков?

Перед нами случай моральной паники — это ситуация, при которой восприятие реальной или вымышленной группы как угрозы для сообщества провоцирует агрессию по отношению к любым объектам, которые могут быть ассоциированы с этой группой. Важно, что такая паника в абсолютном большинстве случаев демонстрирует непропорциональность ощущаемой угрозы реальным негативным последствиям. Однако моральная паника распространяется довольно быстро — существенную роль в этом играют медиа, транслирующие высказывания экспертов и лидеров мнений.

При этом нередко моральная паника оказывается маркетинговым инструментом: инициируя ее, производители информационных продуктов стимулируют их востребованность. В случае обсуждений квадробинга наблюдается ряд моментов, когда высказывание резко поднимает знание о высказавшемся и цитируемость его текстов. Более того, существенная часть пользователей, в том числе детей, узнает о предмете моральной паники только благодаря ее обсуждению в медиа.

И вот некая угроза, про которую так много говорят, заставляет членов самых различных групп взаимодействовать друг с другом для совместного упорядочивания неопределенной и часто противоречивой информации. И благодаря такой совместной интерпретационной деятельности «паника» как беспорядочная реакция на противоречивую информацию уступает место мобилизации для борьбы с четко описанным «злом». В результате и складываются новые общественные нормы и фиксирующие их законодательные инициативы.

Но моральная паника в классическом варианте подразумевает поиск виновных. И сейчас в соцмедиа видно, что идет поиск внешнего вредоносного агента — обычно зарубежных спецслужб, которые распространяют опасные практики. При этом в случае квадробинга общественный консенсус по обсуждаемому вопросу отсутствует: сложились две противоречащие друг другу позиции, сторонники которых постоянно включаются в дискуссии в соцмедиа. Представление о квадробинге как об опасной и вредной практике сталкивается с представлением о том, что это нормальная и безопасная игровая практика детей и младших подростков.

Конечно, моральные паники не появляются на пустом месте, им предшествует общественная тревожность, которую люди стремятся разрешить. По отношению к подросткам эта тревожность достаточно устойчива: на протяжении десятилетий возникали ситуации моральной паники, связанные с ощущением угроз от молодежных движений и субкультур, небезопасных игр детей и подростков, погружения подростков в альтернативные миры — от компьютерных или ролевых игр до серьезных проблем, связанных с распространением аддикций.

Это беспокойство, в частности, выливается в проблему маргинализации подростков, которые воспринимаются как «дважды опасная» группа. С одной стороны, их ощущают как угрозу для других и поэтому стараются устранить из общественных пространств, а с другой — как угрозу для самих себя, то есть для несовершеннолетних граждан, которые в силу возрастных особенностей психологии могут предпринимать неоправданно рискованные действия. Поэтому подростков стараются «контейнировать» в специально адаптированные для них пространствах под контролем взрослых, а реализация таких проектов сталкивается со множеством ограничений — от финансовых до кадровых. В итоге во многих российских городах ощущается сильный дефицит мест, где подростки могут осуществлять социализацию в кругу сверстников.

Что именно тревожит людей, обсуждающих квадроберов в соцсетях? На материале собранных данных (около 165 тыс. комментариев) мы можем заключить, что ключевое беспокойство связано с представлением об утрате квадроберами связи с реальностью и подвижностью их идентичности. Аналогичное беспокойство ранее возникало в связи с другими увлечениями молодежи, связанными с альтернативными или гибридными мирами и выстраиванием дополнительной идентичности — от стиляг и панков до ролевых игр, исторической реконструкции, компьютерных игр, увлечения тамагочи или PokemonGo. При этом сегодня сама по себе множественная идентичность не вызывает серьезного опасения: пользователи соцмедиа, скорее, беспокоятся о том, что альтернативная, игровая идентичность (в данном случае идентификация себя с животным) заместит «основную», что приведет к негативным последствиям для социальной жизни подростка.

Несколькими годами ранее практически те же претензии в утрате «человеческого облика», что и квадроберам сегодня, выдвигались по отношению к движению «фурри», людей, которые увлекаются образами антропоморфных животных. Они связаны с одной из ключевых и крайне востребованных дискурсом культурных оппозиций «человека» и «животного», в котором человеку приписываются такие значения, как «разум», «рациональность», «культура», «контролируемость» а животному, соответственно, — «инстинкт», «эмоции», «дикость», «неконтролируемость», «заведомое несоответствие общественным нормам».

Именно последняя проблема нередко вызывает беспокойство пользователей: они репостят видео, где квадробер сбивает пешехода или велосипедиста, «атакует» прохожего, и в комментариях к нему высказывают опасения, что это столкновение — следствие неконтролируемости поведения и несоответствие нормам поведения в обществе.

Здесь актуализируется страх, связанный с утратой контроля над «дважды опасной» группой. Возникает представление о том, что подростков, которые осуществляют непривычные действия, не контролируют их родители (или даже поддерживают это увлечение), их не могут контролировать посторонние взрослые и даже правоохранительные органы (из-за ношения масок идентификация квадробера может быть затруднена). В итоге люди в общественных пространствах ощущают небезопасность.

Существует устойчивое представление о том, что социальная функция игры — в подготовке ребенка к взрослой жизни. Следуя этому представлению, пользователи соцмедиа опасаются, что, играя в животное, ребенок может «вырасти животным», регрессировать. Характерно, что среди опасений по отношению к квадроберам нередко звучат обвинения в нарушении санитарно-гигиенических норм, речевого поведения, порядка безопасного взаимодействия с другими (людьми и животными) — то есть в поведении, не соответствующем социальным нормам и поэтому неприемлемым. Те же самые претензии, кстати, предъявляются и, собственно, к животным в городе.

Таким образом, беспокойство более общего порядка, связанное с контролем над реальностью и собственным будущим, проецируется в беспокойство, связанное с воплощением этого будущего — детьми и подростками. В результате игровая практика, которая самими подростками и часто их родителями осознается как креативная деятельность и возможность для физического и интеллектуального саморазвития, частью пользователей соцмедиа определяется как социально нежелательная.

Автор — старший научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ИОН Президентской академии

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир