Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
ЦБ РФ продлил на полгода ограничения на переводы средств нерезидентов
Армия
Минобороны РФ сообщило об атаке ВСУ по нефтеперекачивающей станции «Кропоткинская»
Общество
Суд Москвы продлил срок домашнего ареста блогеру Лерчек
Мир
Путин и президент ОАЭ Аль Нахайян обсудили диалог РФ и США по Украине
Происшествия
Самолет Су-25 потерпел крушение в Приморском крае
Общество
СК зафиксировал доказательства атаки ВСУ по жилому массиву в Курской области
Общество
Ковальчук назначен заместителем председателя Морской коллегии РФ
Мир
Встреча делегаций России и США началась в Эр-Рияде
Общество
Правительство утвердило стратегию реализации семейной и демографической политики
Наука и техника
В РФ завершились испытания единого теста для подбора терапии рака молочной железы
Общество
Кондратьев доложил Путину о социально-экономическом развитии Краснодарского края
Армия
Средства ПВО за сутки сбили 227 беспилотников ВСУ
Мир
В посольстве Израиля заявили об участии страны в праздновании 9 Мая в Москве
Общество
Суд удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Михаила Ефремова
Происшествия
В Бурятии ввели режим ЧС из-за размытой паводком дороги
Политика
В МИДе обвинили Киев в попытке создать негативный фон вокруг переговоров РФ и США
Общество
ФСБ задержала работавшего на Киев сотрудника контрольно-надзорного органа РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Парик и кепка Ленина, пальто, простреленное Фанни Каплан, реквизит кремлевского кабинета первого главы Советской России и множество других артефактов с 1917 до конца 1920-х годов. Пусть и с опозданием почти на девять месяцев, но Исторический музей все-таки отметил 100-летие смерти вождя пролетариата масштабной выставкой. «Известия» оценили новый подход к рассказу о личности, до сих пор вызывающей бурные споры.

Вот его документы

Идея монографической экспозиции, посвященной Ленину, кажется очевидной, само собой разумеющейся — и вместе с тем крайне рискованной. Слишком сложно сегодня продраться сквозь слои идеологии, нараставшие начиная с раннесоветских лет и скрывающие от нас личность как таковую, вне меняющейся политической конъюнктуры. Еще одна непростая задача — уместить массу важнейших событий, поворотных для нашей страны, в сколь-нибудь посильное визуальное путешествие, угодив и знатокам истории, и самой широкой публике.

Выставка «Ленин» в Историческом музее
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Все это кураторы прекрасно понимали и, вероятно, поэтому решили, во-первых, сделать повествование максимально взвешенным и спокойным, а во-вторых — сфокусироваться на периоде с 1917 года, оставив за кадром предшествующий путь Ульянова. Зато — никаких тебе «когда был Ленин маленький, с кудрявой головой…». Едва войдя в зал, зритель сразу оказывается перед чередой экспонатов, один интереснее другого. Под стеклом — рыжий парик, кепка (да-да, как на всех памятниках) и поддельные документы. Всё это Ильич использовал, вернувшись в Петроград из Финляндии в октябре 1917-го и готовя восстание.

Выставка «Ленин» в Историческом музее
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Ну а рядом — многометровая картина Владимира Пчелкина, изображающая историческое заседание большевиков, на котором было принято решение о том, что с революцией тянуть нельзя. На полотне 1927–1929 годов Ленин как раз в своем конспиративном облике — в парике, без бородки и усов. Советскому зрителю работа Пчелкина была практически неизвестна, поскольку публично ее старались не демонстрировать. Сначала — при Сталине — причиной тому были фигуры Троцкого, Каменева и Зиновьева среди изображенных, а затем и сам Сталин, который здесь, естественно, на первом плане.

Образ и пуля

К слову, неожиданных, не вписывающихся в привычную иконографию изображений Ленина на выставке немало. Чего стоит хотя бы цикл акварелей Юрия Арцыбушева, набросавшего образы участников Учредительного собрания. Ильич на них почти карикатурен, на одной он и вовсе показан спящим. Листы из Госархива даны в цифровых репродукциях, на большом сенсорном экране, так что их можно листать, как альбом.

Выставка «Ленин» в Историческом музее
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Но есть и другой Ленин — трагический. На прижизненном портрете кисти Ильи Гринмана фигура вождя выступает из тьмы, но во взгляде его читается не вдохновенная энергичность, как обычно, а обреченность. Ну а Сергей Малютин написал Ильича уже на смертном одре. Этот образ и вовсе пугает. Известно, что Крупская, увидев его, разрыдалась.

Изображения Ленина, формирование иконографического канона, метаморфозы его облика в творчестве советских художников могли бы стать темой отдельной экспозиции. Но Исторический музей не претендует на то, чтобы конкурировать с картинными галереями. Возможно, поэтому здесь нет общепризнанных шедевров вроде портретов кисти Фешина, Петрова-Водкина, Лабаса. И главный козырь — все-таки не произведения живописи, а мемориальные предметы.

Выставка «Ленин» в Историческом музее
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Сразу несколько артефактов связаны с покушением на Ленина в 1918 году: браунинг, из которого стреляла Фанни Каплан, воззвание Свердлова, опубликованное сразу после происшествия, и даже пальто, в котором Ильич пришел на завод Михельсона. Самое интересное, что дыры от пуль были затем бережно залатаны Крупской и глава советского государства носил его до конца жизни. Позже на плечо, спину и рукав были нашиты красные и белые метки: первые означают места, где пули ранили вождя, а вторые — где прошли навылет, через рукав пальто.

Движение вверх

О бытовой скромности Ленина в советские времена говорилось много. Но для нового поколения такие детали, увиденные собственными глазами, могут быть красноречивее любых слов. Как и реконструкции его кремлевского кабинета, где полностью отсутствуют какие-либо предметы роскоши. Выставка, впрочем, отнюдь не идеализирует революционера. Унизительный Брестский мир, красный террор, разгром Красной армии в Польше и победа в Гражданской войне ценой огромных жертв — факты, которым уделяется должное внимание. И тут же — ликвидация безграмотности, НЭП, план электрификации… Многие темы поданы пунктирно, бегло, однако зрителю, хотя бы немного ориентирующемуся в отечественной истории, даже единичные раритеты могут помочь сложить в голове чуть более объемную картину, нежели предлагаемая пропагандой что с одной, что с другой стороны.

Выставка «Ленин» в Историческом музее
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Например, тема ленинского культа: в какой степени это насаждалось сверху, а в какой — выросло естественным образом из народной любви? На выставке мы видим подаренные вождю шахматы из кости мамонта (король, ферзь и другие фигуры изображают сибиряков в ватниках и меховых шапках), коллекцию образцов уральских минералов, буденовку и модель трехлинейной винтовки — в 64 раза меньше настоящей. И понятно, что всё это не могло появиться по указке из Кремля, но в итоге удачно встроилось в базовый советский нарратив, заимствовавший приемы религиозного культа для своих целей. Кстати, в контексте гонений Ленина на духовенство забавно выглядит еще один, уже куда более личный подарок Ильичу — Новый завет. После покушения Каплан его преподнесли Ленину в качестве «талисмана на выздоровление», и семья вождя бережно сохранила Евангелие.

Выставка «Ленин» в Историческом музее
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Относительно небольшая по площади, экспозиция тем не менее требует немало времени, чтобы прочитать все экспликации и пояснения. И их обилие только подтверждает мысль, что кураторы апеллировали здесь не к эмоциям, а к разуму. Поэтому не ждите обилия красного цвета, лозунгов и эффектных театральных приемов. Впрочем, один яркий драматургический ход здесь все-таки есть — в самом конце. Зрителю, посмотревшему всё, что связано с жизнью Ленина, предлагают подняться на этаж и встретиться с темой смерти вождя. И это восхождение работает, конечно, символически. Но мало того: сверху открывается вид не только на экспонаты, но и — через окна в сторону Красной площади — на сам Мавзолей. Хорошее напоминание, что, как ни крути, фигура эта по-прежнему с нами. И не только в музейном пространстве.

Читайте также
Прямой эфир