Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Кремле назвали условие для переговоров с Украиной
Общество
Скульптор Коробцов отметил вклад Церетели в российское искусство
Мир
Путин не планирует посещать похороны папы римского Франциска
Общество
Лесопожарные службы в России потушили 49 пожаров за сутки
Происшествия
Два человека пострадали в ДТП с грузовиками и легковушкой в Тверской области
Экономика
В России планируют давать гарантии участникам СВО для получения займов на бизнес
Общество
Хуснуллин призвал регионы продумать меры по повышению объема строительства жилья
Происшествия
Один ребенок погиб и один пострадал при пожаре в Сургуте
Общество
Путин назначил Алексея Исакова послом РФ в Уругвае
Мир
В США назвали семь основных кандидатов на пост папы римского
Мир
СМИ сообщили о гибели более 20 человек из-за ударов Израиля по сектору Газа
Мир
Asia Times сообщила о закрытии программы США по созданию гиперзвуковых ракет
Общество
Цискаридзе назвал смерть скульптора Церетели печальной вестью
Спорт
Обладатель Кубка Гагарина Юров покинул «Металлург» и перешел в «Миннесоту»
Общество
Зураба Церетели похоронят в Грузии
Мир
Похороны папы римского Франциска пройдут 26 апреля
Мир
Иран готов сделать ядерную программу более прозрачной на своих условиях
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Почти 80% работодателей в России готовы отказать кандидату на вакансию из-за его соцсетей, свидетельствуют данные опроса Русской школы управления (РШУ). Чаще всего компании смотрят на фото и видео в профилях, комментарии под постами и информацию о личных интересах и хобби. При этом уровень активности в Сети почти никого не интересует. «Известия» спросили у экспертов, что в интернете может оттолкнуть работодателей и как вести соцсети, чтобы не подмочить деловую репутацию.

Почему работодатели обращают внимание на соцсети

Профили потенциальных сотрудников проверяют 75% работодателей: страницы в соцсетях стали вторым резюме. 24% делают это всегда, а 51% — только для некоторых позиций. Компании смотрят, насколько кандидаты соответствуют их ценностям и культуре, отмечают в своем исследовании РШУ. Только четверть руководителей (25%) заявили, что им это неважно. При этом, если у соискателя нет аккаунта или он закрыт, большинство руководителей не посчитают это негативным фактором.

Как рассказала «Известиям» HR-эксперт, основатель «Школы карьерного менеджмента» Айгюн Курбанова, аккаунты в соцсетях — дополнительный штрих к портрету потенциального сотрудника.

собеседование
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

— На собеседовании человек может быть одет с иголочки и вести себя соответствующе, а в интернете публиковать фотографии и видео, как он бросает себе треш-челленджи или напивается до беспамятства. Другими словами, социальные сети — проверка на элементарную адекватность будущего сотрудника, — пояснила она.

По словам Курбановой, по постам и фотографиям можно понять, насколько человек впишется в корпоративную культуру компании.

Причем чем выше позиция, на которую претендует кандидат, тем пристальнее работодатель будет смотреть на его профиль в соцсетях, рассказала в беседе с «Известиями» HR-специалист, старший менеджер сервиса по возврату просроченной задолженности ID Collect Алина Ловчикова. Скорее всего, в этом случае рекрутер заглянет в соцсети еще на этапе первичного отбора.

— Это связано с тем, что при подборе массового персонала дополнительная информация из соцсетей не так важна, как в случае закрытия вакансий в среднем звене и особенно топ-менеджменте. Кроме того, поток линейных вакансий обычно требуется закрывать оперативно, поэтому на изучение соцсетей не остается времени, — отметила она.

Работодателю важно не подловить на чем-либо соискателя, а увидеть человека шире, «без галстука», добавила Ловчикова.

работа
Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев

Зачастую компании сталкиваются с неполными резюме, которые соискатели заполняют сухо и неинтересно, не прикрепляя сопроводительное письмо, отмечает менеджер по подбору и адаптации персонала сети кофеен-пекарен French Bakery SeDelice Кристина Грайворонская. По ее словам, если компании ищут для себя что-то особенное, то идут в соцсети.

Есть ряд профессий и вакансий, где важен не просто опыт работы кандидата, а образ жизни. Например, когда мы искали шеф-бариста, то обращали свое внимание на профили наших кандидатов. Для нас важно, чтобы наш будущий шеф был не просто профессионалом, а жил своим делом и это отображалось в его соцсетях, — пояснила она.

Почему работодатели могут отказать соискателю

Специалисты по кадрам часто сразу отсеивают кандидатов, которые сомнительно проявляются в соцсетях: их резюме даже не доходят до руководителей, рассказал «Известиям» генеральный менеджер ресторанной сети Pub Life Group, эксперт в сфере продуктового ритейла, ресторанного бизнеса и франчайзинга Павел Носков. Причины могут быть разными, но сотрудники HR в первую очередь обращают внимание на агрессию и неэтичность в постах.

— Однажды на позицию маркетолога нам отправил резюме молодой человек, который в соцсетях продвигал очень агрессивную повестку против женщин. Нам такие специалисты совершенно не подходят ни по жизненным ценностям, ни по профессиональным качествам: как человек сможет работать в коллективе, где половина сотрудников женского пола? — отметил он.

работа
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

По словам экспертов, гневные посты по отношению к предыдущему работодателю — это почти стопроцентный отказ в работе. Ведь если человек публично критиковал компанию, в которой работал, он может сделать это снова. Пример такого соискателя есть и у Носкова: кандидат понравился на собеседовании, недавние посты и фотографии приличные, но на последнем этапе старый контент в соцсетях заставил изменить решение.

— Мы прокрутили ленту на пару лет назад и обнаружили целый ворох гневных постов о бывшем работодателе. Посты были в грубейшей форме, содержали оскорбления в адрес бывших коллег и даже коммерческую тайну компании. Мы сделали выводы и, конечно, отказали человеку, — рассказал эксперт.

Как отметила Айгюн Курбанова, сегодня на передний план выходит и политическая позиция сотрудников в соцсетях. Выраженные радикальные взгляды могут многое сказать о характере соискателя, подчеркнула эксперт. В ее практике был случай, когда человек устроился на работу, а его соцсети никто не проверил. Позже оказалось, что сотрудник — ярый оппозиционер и не раз сидел в автозаке после участия в несанкционированных митингах.

клавиатура
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Пришлось расстаться: объяснили, что у нас параллельно существует большое количество проектов, в которых он играет важную роль, а если накануне или в день запуска он выпадет минимум на 15 суток, то подведет всю команду. На сотрудника, у которого периодически возникают проблемы с законом, рассчитывать трудно, — пояснила Курбанова.

Сами посты соискателя тоже могут нарушать законодательство или их потенциально могут истолковать как нарушение, добавила Алина Ловчикова. Работодатели относятся к этому особенно внимательно.

— Например, у одного из кандидатов в сторис я однажды обнаружила контент с употреблением запрещенных веществ: это достаточный повод для того, чтобы не продолжать с соискателем диалог. К этой же группе относятся публичные высказывания, которые противоречат действующим правовым нормам, будь то пропаганда разного рода движений или дискредитация тех или иных явлений, которые запрещены российскими законами, — пояснила эксперт.

Как лучше вести соцсети

Соцсети стоит вести осторожно, но не нужно пытаться угодить всем и выглядеть неестественно, отмечают эксперты, — например, публиковать только студийные фотографии или снимки с несвойственными увлечениями, которые просто хорошо смотрятся. В первую очередь в постах, фото и видео не должно быть признаков правонарушений. Если возникают сомнения, контент лучше не публиковать.

— На наш взгляд, кандидат может вести соцсети как угодно, если не нарушает закон. Соцсети — личная территория, и, с нашей точки зрения, неформальные фото в купальниках никак не могут дискредитировать кандидата ни де-юре, ни де-факто, — пояснила Алина Ловчикова. Другие эксперты, однако, посоветовали аккуратнее обращаться с фото в купальниках и плавках — некоторых работодателей они могут оттолкнуть.

телефон
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Айгюн Курбанова добавила, что соцсети — не то место, в котором можно безопасно высказываться и делиться контентом.

— Это можно делать только в закрытом аккаунте, следя за тем, кому вы предоставляете доступ к своей странице. Текущим или потенциальным коллегам доступ лучше не давать: любая компрометирующая вас информация может оказаться у руководителя, — подчеркнула эксперт.

По ее словам, перед нажатием кнопки «Поделиться» нужно задать себе вопрос: «Буду ли я жалеть об этой публикации через десять лет?» Фильтр поможет отсеять нежелательное.

Алина Ловчикова, в свою очередь, добавила, что работодатель может обратить внимание и на крупные профессиональные блоги у соискателя, особенно если он на них зарабатывает. В таком случае в компании спросят, удастся ли совмещать блогерство с основной работой.

— Хотя в целом мы приветствуем саморазвитие сотрудника в любых областях, если его тайм-менеджмент позволяет ему заниматься разными хобби и дополнительными заработками не только без ущерба для основной работы, но и для него самого. Мы за яркую жизнь, но против выгорания, к которому может привести переизбыток занятий, — пояснила она.

Павел Носков посоветовал корректно отзываться в соцсетях о бывших работодателях, даже если с ними случился конфликт или что-то не сложилось на прошлой работе. По его словам, лучше показывать в постах что-то достойное, интересное и нейтральное.

женщина
Фото: Getty Images/Willie B. Thomas

— Можно делиться с миром тем, что вы готовы рассказать и показать и коллегам, и родителям, и своим детям. Что-то созидательное, творческое, не нарушающее личные границы ваших читателей и не вызывающее недоумение. Условно: опубликовать из отпуска фото красивых пейзажей и вас с книгой, рекомендации по выбору отеля — почему бы и нет? — пояснил эксперт.

Специалисты сходятся в одном: посты в соцсетях действительно важны для работодателей, и о них нужно вспомнить еще перед отправкой резюме. Не лишним будет проверить хотя бы последние публикации и удалить сомнительный контент. Но не стоит впадать в крайности: соцсети — это все-таки личная территория.

Читайте также
Прямой эфир