Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали небольшой дождь с грозой в Москве 22 апреля
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Наука и техника
«Белый графит» поможет электрокарам ездить втрое дольше
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Мир
Генсек ООН выразил соболезнования в связи со смертью папы римского Франциска
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Более 2 тыс. пользователей пожаловались на сбои в работе Telegram
Экономика
Счетная палата раскритиковала «Почту России» за задержку пенсий
Армия
Для спецназа ВМФ разработан подводный буксировщик
Происшествия
В Саранске сотрудники МЧС ликвидировали возгорание сухой травы на площади 4 га
Экономика
Индекс доллара опустился ниже 98 пунктов впервые с 31 марта 2022 года
Экономика
Гаджеты в России подешевели на 10-20%

Дело в чате

Преподаватель Александр Карпишук — о взаимодействии преподавателей и нейросетей
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Во Всемирный день учителя хочется посмотреть, а как же взаимодействуют преподаватели и нейросети. Искусственный интеллект трансформирует образование, помогает решать рутинные задачи. И мы в Институте компьютерных наук говорим, что ИИ справляется с решением поставленных задач, а их задает человек.

Получается, определяющая роль остается за естественным интеллектом, а не искусственным. Мастерство преподавателей заключается в умении формулировать требования, ставить задачи, нести ответственность. Если вы способны писать код, имея только четкое техническое задание, уровень junior — ваш «потолок». А кто возьмет на себя полную ответственность за архитектурные решения, принятые, скажем, нейросетью? Только специалист, способный эти решения перепроверить и обосновать.

Искусственный интеллект — не замена разработчика, а новый инструментарий, потребовавший от специалиста более высокой квалификации, как в свое время электронные таблицы заставили бухгалтера освоить персональный компьютер. Конечно, полностью заменить преподавателя невозможно, но некоторые функции ИИ взять на себя всё же может.

Например, у нас в университете искусственный интеллект помогает генерировать визуальный контент. Создание презентаций и мультимедийных лекций отнимает много времени, а готовые иллюстрации не всегда подходят по стилю, цвету, целевой аудитории. Однако важно подготовить качественный визуальный ряд. Здесь на помощь приходит искусственный интеллект. Современные инструменты нейросетевой генерации способны помочь в создании цельного, законченного, качественного продукта, имеющего правильно расставленные акценты. Презентация станет уместным дополнением к устному рассказу и лучше донесет суть.

Применяется искусственный интеллект и при проверке самостоятельности выполнения письменных работ. Нейросеть анализирует ответы на контрольные вопросы, отчет по лабораторной работе, курсовой проект и выявляет аномальные по стилю, грамматике или орфографии фрагменты. Так наш, преподавательский ИИ, вычисляет студенческий. В случае проверки работ программистов искусственный интеллект проверяет код на работоспособность, уникальность, соответствие использованных подходов поставленной задаче.

Иногда контрольные работы в университете проходят в дистанционном формате. Это подразумевает активное применение средств аудиовидеофиксации и контроль за использованием технических средств. В этом случае мы успешно применяем алгоритмы компьютерного зрения и распознавания образов, нейросетевую оценку поведения, мимики, жестов. ИИ идентифицирует студента в кадре, сопоставляет изображение лица с фотографией в личном кабинете, детектирует присутствие посторонних людей и звуков. Так, искусственный интеллект помогает контролировать списывание.

Такое применение возможностей искусственного интеллекта в образовательном процессе повышает качество обучения. Преподаватели занимаются более прикладными, а не организационными задачами. Потенциал этого инструмента настолько высок, что он сам может стать базой для новых образовательных методик.

Порассуждаем о том, что еще полезного может сделать ИИ для университетов. Например, организовать иммерсивное обучение. Это передовая экспериментальная методика, направленная на отработку навыков в смоделированной реальной или виртуальной среде. Эффективность применения напрямую зависит от реалистичности моделирования и адекватности отклика на действия студента. Добиться полного погружения без применения ИИ невозможно. Ситуация схожа с пересмотром старых фантастических фильмов: мы видим ляпы, склейки, следы монтажа, примитивные эффекты. Иллюзия реальности происходящего исчезает, хотя в год выхода фильма всё казалось правдоподобным.

Также искусственный интеллект поможет создать новые языки программирования. В отличие от естественных они характеризуются более узкой задачей и четкими правилами. Компьютерную программу легко проверить на формальную корректность, нейросеть может стать экспериментальным способом при разработке курсов по существующим языкам или помощником в создании новых языков программирования.

Искусственный интеллект поможет выстроить индивидуальную траекторию обучения. Преподаватель обучает группы и потоки студентов. Разные студенты имеют разные уровни базовой подготовки, мотивации и обучаемости, и оптимальной эффективности обучения можно добиться, создав индивидуальные траектории для каждого студента, но ресурсы преподавателя не безграничны. Нейросетевые технологии могут помочь создать для студента его «цифрового двойника», который учтет стартовые навыки и потенциал. Тогда оценка успеха станет более объективной — относительно своего прогресса, а не сокурсников и общепринятой метрики.

Получается, что искусственный интеллект и преподаватель могут дружить. Второй задает первому конкретные установки, которые помогут существенно разгрузить лектора и сфокусироваться на более предметных областях.

И самый важный тезис: искусственный интеллект никогда не заменит преподавателя. Только человек может полноценно обучить другого. ИИ — очередной закономерный виток развития технологического прогресса, инструмент автоматизации бюрократических процессов в вузах, персонализации образовательных треков, создания интересного и яркого контента. Нейросети — хороший инструмент, но только в руках квалифицированного педагога.

Автор — старший преподаватель кафедры инфокоммуникационных технологий института компьютерных наук НИТУ МИСИС Александр Карпишук

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир