Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Против экс-замглавы Минобороны Иванова могут возбудить еще три дела
Спорт
Сергей Ковалев одержал победу над Артуром Манном и завершил карьеру
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении двух БПЛА над Белгородской и Курской областями
Мир
СМИ узнали о разработанном США плане мониторинга прекращения огня
Мир
Госдеп не стал связывать сделку с Украиной по ископаемым с возможным перемирием
Мир
Politico сообщила о планах главы аппарата Пентагона покинуть свой пост
Наука и техника
В Китае запустили шесть спутников Shiyan-27 для исследования космоса
Мир
В США заявили о готовности признать Крым российским
Общество
Студенты притворялись иностранками и выманивали деньги на сайтах знакомств
Спорт
РФС пожизненно дисквалифицировал Мерзлюка и Симбаева за договорной матч 2024 года
Мир
В Эквадоре в результате стрельбы на петушиных боях погибло 11 человек
Мир
Туристов из РФ выгнали с пляжа в ОАЭ за отдых в купальниках
Общество
РФ денонсировала договор со странами Скандинавии о сотрудничестве в Баренцевом море
Армия
Минобороны показало кадры боевой работы расчетов БПЛА тульских десантников
Мир
Трамп опроверг «конкретное количество дней» для ясности в сделке по Украине
Общество
В Новосибирске осуждены шесть организаторов незаконных азартных игр
Спорт
Южноафриканский бегун смог побить рекорд Усэйна Болта
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Два знаменитых оркестра, ведущие звезды академической сцены в качестве солистов и музыкальная программа, охватывающая четыре века — от XVIII-го до XXI-го. Народный артист СССР Владимир Спиваков отметил юбилей на сцене возглавляемого им Московского международного Дома музыки, представ в обоих амплуа — дирижера и скрипача. Не обошлось и без сюрпризов — как по части репертуара, так и в плане гостей на сцене. «Известия» поздравили маэстро и разделили радость публики от встречи с любимым музыкантом.

Небольшие номера для большого события

Владимир Спиваков отметил 80-летие еще в первой половине месяца — 12 сентября, но юбилейный концерт — он же официальное открытие сезона в ММДМ — состоялся 29-го. Ему предшествовали выступления в Иркутске в рамках фестиваля «Звезды на Байкале». Так что сибирские меломаны смогли поздравить маэстро с праздником раньше московских. И вдобавок получили редкую возможность услышать его в амплуа скрипача — вместе с пианистом Денисом Мацуевым Спиваков исполнил сонаты Брамса и Франка. Ту же программу музыканты хотели повторить и в Москве накануне праздничного вечера, однако выступление было перенесено. Так что воскресное событие стало тем более особенным.

Миниатюры разных эпох маэстро выстроил в концептуальное высказывание
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Да, жанр юбилейного концерта задает определенный формат. Но и здесь Спиваков поступил творчески — например, обойдясь без речей чиновников и зачитывания официальных начальственных телеграмм, зато, например, пригласив к микрофону 95-летнего хормейстера, еще одного народного артиста СССР Владимира Минина. Он поздравил коллегу максимально неформально и по-дружески, после чего певцы из Хора Минина спели небольшую величальную.

Но главное — в самой программе вечера Владимир Теодорович постарался уйти от пафоса и монументальности, собрав преимущественно небольшие номера, позволяющие продемонстрировать самые разные грани исполнительского искусства и двух коллективов маэстро («Виртуозы Москвы» и «Национальный филармонический оркестр России»), и солистов во главе с самим Спиваковым.

Миниатюры разных эпох маэстро выстроил в концептуальное высказывание
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Так что название мероприятия — «Концерт на бис» — можно было понимать двояко: и как собрание музыкальных миниатюр, идеальных для исполнения на бис, и как в целом подарок и благодарность любимой публике.

В первом отделении маэстро играл с «Виртуозами Москвы», причем, помимо дирижирования, трижды солировал на скрипке: в первой же пьесе «Салют любви» Элгара, в Moon River Манчини и в «Танго» Шнитке. При всей кажущейся несерьезности репертуара, в котором, помимо упомянутых вещей, мелькнули две польки Штрауса, «Клоуны и дети» Шнитке, «Либертанго» Пьяццоллы, менуэт Боккерини, а еще — Моцарт, Чайковский, Шостакович, нельзя не обратить внимание на стилевой диапазон: от раннего классицизма до постмодернизма. Но во всех произведениях прославленный коллектив под управлением Спивакова демонстрировал благородство звука, ювелирную выделку и ту мудрую легкость, которая свойственна только настоящим мастерам.

Друзья и близкие

После антракта на сцену вышел уже симфонический оркестр — НФОР, а место солиста занимали поочередно ведущие звезды академической музыки. Ильдар Абдразаков темпераментно спел куплеты Эскамильо из «Кармен» Бизе и арию Мефистофеля из «Фауста» Гуно, Хибла Герзмава продемонстрировала красоту и силу голоса в арии главной героини оперы «Адриенна Лекуврер» Чилеа, после чего станцевала со Спиваковым, исполняя неаполитанскую песню, ну а Денис Мацуев блеснул виртузностью в финале Второго фортепианного концерта Рахманинова.

В последнем же блоке программы публику ждал сюрприз — изящная модуляция в сферу неакадемической музыки.

Миниатюры разных эпох маэстро выстроил в концептуальное высказывание
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

К НФОР присоединилась певица Anna Kova, и вместе они исполнили блюзовую композицию собственного сочинения солистки, а также шансон Эдит Пиаф и Hallelujah Леонарда Коэна. Не секрет, что Anna Kova — дочь юбиляра (псевдоним образован от фамилии Спивакова), свою карьеру она начала на Западе и там же собственными силами завоевала признание в джазовой среде. Но что она переняла у своего отца, несмотря на всю стилевую дистанцию между их сферами — классикой и джазом, — так это тонкий вкус и умение растворяться в музыке, становиться ее частью. А потому диалог Anna Kova с НФОР был непринужденным и обаятельным, будто они регулярно выступают вместе. И, в общем-то, это хорошее напоминание, что привычные границы между жанрами на самом деле иллюзорны.

на огромных экранах над сценой, где прежде мелькали архивные фотографии Владимира Теодоровича
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Тем временем на огромных экранах над сценой, где прежде мелькали архивные фотографии Владимира Теодоровича, появились его снимки с преданной супругой Сати Спиваковой (сама она, разумеется, была в зале). И со всей ясностью проявился месседж вечера. Языком искусства маэстро рассказал о том, что для него дороже всего. Музыка, Родина (произведения Рахманинова в программе, в том числе оркестровая версия ностальгической «Элегии», как раз об этом), вера в Бога (выбор «Аллилуйи», надо полагать, тоже неслучаен) и, конечно, семья.

После такого убедительного финала исполнять что-то на бис означало бы смазать это впечатление — и Спиваков, несмотря на стоячую овацию и горы цветов, обошелся без музыкальных дополнений.

Миниатюры разных эпох маэстро выстроил в концептуальное высказывание
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Но, взяв микрофон, обратился к публике: «Вы подарили мне счастье». К слову, зал не только провожал, но и встречал народного артиста, единодушно поднявшись с кресел. И это тот случай, когда такие жесты не выглядели формальностью, но были естественным проявлением уважения и любви.

Ну а ровно через месяц после юбилейного вечера состоится перенесенный с сентября концерт с Мацуевым. И на нем прозвучит уже куда более сложный и для восприятия, и для исполнения, отнюдь не «бисовый» репертуар эпохи романтизма. В каком-то смысле — очередной вызов Спивакова-скрипача самому себе. Юбилей маэстро прошел, творческий путь продолжается.

Читайте также
Прямой эфир