Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Против экс-замглавы Минобороны Иванова могут возбудить еще три дела
Спорт
Сергей Ковалев одержал победу над Артуром Манном и завершил карьеру
Мир
Россия и Оман подпишут 10 соглашений во время визита султана в Москву
Мир
СМИ узнали о разработанном США плане мониторинга прекращения огня
Мир
Госдеп не стал связывать сделку с Украиной по ископаемым с возможным перемирием
Мир
Экс-футболист «Монако» и сборной Хорватии Покривач погиб в ДТП в возрасте 39 лет
Общество
Памятник военкору «Известий» Еремину установили на Троекуровском кладбище
Мир
В США заявили о готовности признать Крым российским
Общество
Студенты притворялись иностранками и выманивали деньги на сайтах знакомств
Спорт
РФС пожизненно дисквалифицировал Мерзлюка и Симбаева за договорной матч 2024 года
Мир
За двое суток в Газе погибли более 90 человек
Мир
Благодатный огонь сошел в храме Гроба Господня в Иерусалиме
Мир
Путин проведет переговоры с султаном Омана 22 апреля в Москве
Армия
Минобороны показало кадры боевой работы расчетов БПЛА тульских десантников
Общество
Вильфанд предрек Центральной России аномальное тепло до вторника
Общество
Концертный директор рассказал о состоянии Боярского после падения в театре
Общество
Патриарх Кирилл обратился к верующим с пасхальным посланием

Третий сосед

Политолог Артем Соколов — о том, зачем канцлер ФРГ Олаф Шольц отправился в Центральную Азию
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Когда год назад немецкое руководство собрало в Берлине лидеров пяти государств Средней Азии по линии нового для себя формата С5+1, многие эксперты отмечали, что Германия повторяет практики других крупных международных игроков с опозданием. Встречи в аналогичном формате уже устраивали Москва, Пекин и Вашингтон. Немецкая инициатива развивалась по проторенной союзниками и соперниками колее и выглядела пробой пера с неясными перспективами.

Однако сентябрьский визит Олафа Шольца в Узбекистан и Казахстан призван показать, что Берлин всерьез настроен укрепить свое влияние в регионе. Наряду с двусторонними переговорами в Ташкенте и Астане канцлер ФРГ был намерен встретиться с лидерами центральноазиатских государств и в многостороннем формате. Казахстан выглядит для этого подходящей площадкой — 80% товарооборота Германии со странами региона приходится именно на эту страну. Еще в прошлом году в Берлине Касым-Жомарту Токаеву было оказано особое внимание, и его программа визита отличалась продолжительностью и содержательным наполнением.

Интерес Берлина к Центральной Азии, подогретый эскалацией украинского кризиса в феврале 2022 года, вызван многими причинами. Прежде всего это богатые ресурсы региона, в том числе человеческие. Неслучайно наиболее обсуждаемой новостью после визита Шольца в Узбекистан стало подписанное соглашение о всестороннем партнерстве в сфере миграции. Документ направлен на привлечение в ФРГ узбекских профессиональных кадров, в которых нуждается немецкая экономика. Трудно сказать, сколько граждан Узбекистана воспользуется облегченными условиями переезда в Германию, особенно на фоне уже сложившихся направлений трудовой миграции, прежде всего в Россию.

В то же время Берлин ищет возможности по выстраиванию системы отправки домой афганцев, подлежащих депортации из ФРГ. В представлении немецкого руководства Узбекистан мог бы стать перевалочным пунктом, откуда депортируемые могли бы направляться в Афганистан. Очевидно, что Ташкент готов обсуждать такие планы с учетом соблюдения своих условий и интересов.

Другой важный ресурс — редкоземельные металлы. Здесь Берлин рассчитывает развивать торговые связи с Астаной, стремясь сократить зависимость от китайских поставок. Делать выводы о реальном масштабе такого замещения пока рано, однако правительству Шольца будет достаточно показать минимально заметные цифры ухода от «китайской зависимости».

Планы по наращиванию торгово-экономического сотрудничества с государствами Центральной Азии неотделимы для Берлина от антироссийских санкций. Страны региона рассматриваются немецким бизнесом и как замена российскому рынку, и как возможность сохранения с ним негласных связей. Внушительный рост объемов торговли за последние два года между Германией и среднеазиатскими государствами наглядно демонстрирует масштабы практик обхода санкционного режима. В качестве временной меры такая ситуация устраивает всех участников.

Берлин выражал свое неудовольствие вокруг прорех в санкционном барьере, но делал это вполсилы, с известной долей формализма. В Казахстане открыто дали понять, что соблюдают антироссийские санкции, но не готовы устанавливать своим безусловным приоритетом контроль над их безукоризненным соблюдением. В результате иногда бывает трудно определить, на какой именно рынок направлен тот или иной немецкий проект в регионе — российский или центральноазиатский.

Наконец, визит Олафа Шольца в Узбекистан и Казахстан связан с большими дипломатическими маневрами вокруг украинского кризиса. Заявления канцлера ФРГ о необходимости активизации переговорного процесса запустили версию о наличии некоего «немецкого плана» урегулирования конфликта. И хотя в настоящий момент Шольц не выглядит предпочтительным переговорщиком со стороны Запада, он вполне в состоянии взять на себя часть работы по предварительному ознакомлению с позициями сторон, а также часть посреднических функций.

Нюансы с соблюдением санкционного режима центральноазиатскими государствами, их тесные связи с Россией оставляют Берлину большое пространство для дискуссий по украинскому вопросу. Заявления Токаева о непобедимости России в военном отношении и упущенных в Стамбуле дипломатических возможностях по завершению конфликта демонстрируют расхождения с так называемой формулой Зеленского, в поддержку которой выступает Германия. Примечательно, что таким образом высказался именно лидер Казахстана, имеющий богатый опыт дипломатической работы.

Основной проблемой центральноазиатского трека немецкой дипломатии остается дефицит уникальных и привлекательных предложений для местных партнеров. В Берлине не скрывают, что конкурировать в удаленном для себя регионе с Россией и Китаем непросто. По аналогии с Монголией Германия вместе с ЕС стремится представить себя как «третьего соседа» государств Средней Азии, на которого можно рассчитывать в случае проблем с первыми двумя. В реальности Берлин не может конкурировать здесь в финансовом отношении с Китаем, а с точки зрения культурно-исторических связей и вопросов обеспечения безопасности — с Россией.

Немецким «ноу-хау» в регионе можно с некоторой долей условности считать «ценностное» измерение внешней политики. В ряде центральноазиатских государств активно представлены институты «мягкой силы» ФРГ, интенсивно взаимодействующие с законодательными и исполнительными органами власти, местным самоуправлением, научным сообществом, журналистами. Большое внимание в Германии уделяется изучению молодежи Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Даже если «ценностные» заявления главы МИД ФРГ Анналены Бербок в свое время были встречены в странах региона довольно прохладно, недооценивать возможности Берлина в «битве за умы» было бы ошибкой.

Во время своего центральноазиатского турне Олаф Шольц, безусловно, в очередной раз столкнулся с пределами немецкого влияния в регионе. Едва ли Средняя Азия станет в обозримой перспективе для Берлина новой Восточной Европой или Балканами. Однако компактность ресурсов и инструментов в наличии у ФРГ в регионе может содействовать их эффективному использованию с неожиданными результатами.

Автор — научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир