Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

Выборы нового времени

Политолог Константин Костин — о том, как результаты голосования продемонстрировали устойчивость политической системы страны
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Завершился ЕДГ-2024, а с ним и большой электоральный цикл, который был не только сложным по целому ряду показателей, но и уникальным по общему политическому контексту. Его безусловным лейтмотивом стала СВО и ее влияние на все сферы жизни российского общества — от политики и экономики до системы общественных отношений и структуры ценностей.

Нынешняя специфика российских выборов определяется «новой нормальностью», которая оказалась следствием, с одной стороны, адаптации граждан к современной реальности, сформированной специальной военной операцией, а с другой — успешной работы властей по сохранению стабильности и приемлемых, по мнению большинства населения, уровней социальных показателей. Среди них неприменение «шоковых сценариев», индексация социальных выплат, сохранение объемов государственных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты.

«Новая нормальность» цементирует консолидацию общества вокруг целей и задач СВО на фоне беспрецедентного внешнего давления на Россию.

Отмечена тенденция, при которой массовое электоральное поведение стало в целом более консервативным и лоялистским. Это обеспечивает дополнительные преимущества власти и ее кандидатам, поскольку в их поддержке избиратели видят залог победы на фронте и сохранения стабильности в тылу, а также считают, что даже постановка вопроса о каких-либо переменах на этом этапе избыточна и вредна.

С большой вероятностью мы имеем дело с «отложенным выбором». То есть в будущем, когда цели и задачи СВО будут решены и произойдет частичное (только частичное) возвращение к «старой нормальности», какая-то социологически значимая часть избирателей предъявит к власти новые запросы, а возможно, и претензии и обратит внимание на альтернативные электоральные предложения оппозиционных кандидатов. Но пока же максимальное «объединение вокруг флага» сколь необходимо, столь и неизбежно.

Таким образом, патриотическая консолидация, социально-экономическая стабильность и успешная работа по локальной повестке — главные факторы, определившие результаты всех успешных кампаний на выборах 2024 года — от губернаторских до муниципальных.

Какие выводы можно сделать по итогам ЕДГ-2024? Во-первых, вывод об устойчивости и антихрупкости системы, она не сломалась и не дала трещин, хотя удары по ней, которые продолжаются извне постоянно и которые продолжатся в обозримой перспективе, достаточно ощутимы.

Во-вторых, партийное представительство движется к тому, чтобы как можно больше граждан имели возможность найти «своего» кандидата во власть.

В-третьих, от политических заклинаний участники избирательного процесса переходят, пусть еще не окончательно, к реальным и востребованным планам, проектам, идеям, действиям. КПД политических акторов, если так можно выразиться, растет, а именно это и влияет на электоральные настроения граждан, как и то, что система в целом выполнила одну из своих основных функций — защитила людей, обеспечила исполнение обязательств, а по существенному спектру позиций взяла темп на опережающее, проактивное наращивание инструментов и объемов поддержки, показав не только свой социальный характер, но и запас прочности в экономической сфере. Так желаемый критиками страны процесс «схлопывания» российской экономики откладывается на неопределенное время, а недавний ВЭФ и вовсе поставил под сомнение адекватность такого рода прогнозов — наша экономика получила серьезные «ранения», но она выжила, процесс реабилитации налицо. И электоральные результаты подтверждают эти выводы.

В то же время не стоит забывать, что в кризисных ситуациях реакция общества на острые проблемы может быть, по большому счету, двух типов — социальный взрыв и так называемый отложенный выбор. Общество выбрало второй путь — сначала спасем страну, а с проблемами будем разбираться потом. Избиратели отложили многие вопросы, в том числе и неудобные для власти, на потом.

Многие недруги России ждали социальную дестабилизацию, но граждане и коллективно (через электоральные процедуры), и персонально (каждый сам для себя) приняли решение, что с проблемами — а их немало, и они подчас существенны — будем разбираться, когда уровень военного и внешнеполитического кипения снизится. Это стало современной формой гражданского самосознания, нравится это кому-то или нет. Но именно это и должно подвигнуть власть на упреждающее решение этих самых проблем, причем не латанием дыр, а опережающим развитием, ведь вопросы будут рано или поздно заданы, и своевременная рефлексия на них будет выходить на первый план.

Отдельно необходимо остановиться на конфигурации партийного поля, которое, с одной стороны, формирует нынешнюю политическую ситуацию, а с другой — стало отражением процессов внутри страны. Целесообразно выделить несколько существенных моментов. Первое — из электорального поля ушли несистемная оппозиция и те политические институции, которые не ответили на патриотический запрос общества, а проще говоря, желали неудачи своей стране.

Второе — это продолжающийся кризис носителей левой идеологии. Коммунисты предприняли, на мой взгляд, неудачную попытку вернуть себе статус главной оппозиционной силы в стране. Это у них пока не получилось, что стало серьезным сигналом в контексте подготовки к думской кампании 2026 года — КПРФ формирует сама для себя предпосылки к тому, чтобы утратить свое политическое влияние, потерять значительную часть мест в парламенте и окончательно стать одной из оппозиционных партий, которых немало.

Третье — «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» не нашли свою нишу. Они так и остались ни «белыми» и ни «красными». Нечеткость образа, размытость и неявность сообщений, отсутствие линии, отвечающей запросам избирателей, — всё это путь в стагнацию и отсутствие малейших предпосылок для роста и цементирования базы избирателей. Хотя появление отдельных интересных кандидатов не отметить нельзя, они не могут изменить целостную картину восприятия партии.

Четвертое — это поиск, причем иногда удачный, постжириновского позиционирования ЛДПР и их нового лидера. С трудом, но либерал-демократам удается трансформация с учетом иных реалий, хотя окончательную оценку им поставит избиратель в 2026 году.

Пятое — это жизнеспособность и желание развиваться «Новых людей». Политический класс с интересом и вниманием наблюдал и продолжает наблюдать за судьбой этой партии. Думаю, что свое место в политической системе они подтвердили и стали полноправными игроками. Если они сохранят темпы развития и сосредоточатся на приращении электоральной базы, то могут существенно потеснить старые партии в будущем раскладе властной конфигурации, но для этого крайне важны новые сообщения избирателям — смыслы, которые не просто объяснят, почему их надо поддержать, а сделают этот выбор объективным и безальтернативным. При этом оппозиционные партии, находясь в рамках патриотического консенсуса по ключевым темам общефедеральной повестки, не смогли найти темы, по которым они могли бы оппонировать партии власти, чем, безусловно, снизили свой электоральный результат.

И напоследок о «Единой России». Правящая партия подтвердила свое лидерство. Качественный отбор кандидатов, проработанные программы, технологичная коммуникация с избирателями, эффективная работа со всеми группами интересантов — власть, общество, граждане, ответ на патриотический запрос, грамотное позиционирование участников СВО, а по сути, начало формирования новой российской элиты, социальная ответственность — всё это сделало ЕР лидером избирательной гонки. Электоральный рейтинг «Единой России» занял уверенно высокую позицию, и главная задача на ближайшие два года — его как минимум не растерять, а как максимум нарастить. Задача посильная, тем более что есть вполне реалистичный и инструментальный пример трансформации ЕР в Москве — обновление форм и методов работы, рост рейтингов и базы, обоснованный ответ на запросы граждан, работа в формате единой команды, лидером которой является мэр. Всё это заметно повлияло на политические предпочтения москвичей, существенно увеличив число сторонников действующей власти, и привело к формированию нового политического ландшафта столицы.

Можно уверенно говорить, что прошедший ЕДГ стал показателем стабильности политической системы, ее стрессоустойчивости. ДЭГ, цифровые форматы, новые коммуникационные модели — всё это развивает избирательную систему страны, делает ее не только более удобной и комфортной, но и, как следствие, более открытой и результативной.

Автор — глава Фонда развития гражданского общества

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир