Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
Путин подписал закон о ратификации договора о стратегическом партнерстве с Ираном
Общество
Путин отметил способность россиян преодолеть любые угрозы
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Армия
Путин сообщил о возобновлении боевых действий после пасхального перемирия
Мир
Султан Омана прибыл в Россию с официальным визитом
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Мир
Захарова заявила о неумении Запада конкурировать в торговле на основе права
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Спорт
Гол Свечникова помог «Каролине Харрикейнз» начать с победы плей-офф НХЛ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Рельсы в будущее: вторая жизнь российского электротранспорта

Развитие трамвайного движения может решить проблему городских пассажирских перевозок
0
Фото: ООО "Группа Мовиста"
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В последние годы парк трамваев, некогда одного из самых популярных видов общественного транспорта в стране, и протяженность трамвайных путей резко сократились. Во многих крупных городах России на маршруты вместо привычных трамваев вышли автобусы. Однако во многих местах именно эта замена, наложившись на кратный рост числа автобусов и маршруток на улицах, привела к транспортному коллапсу. Изменить ситуацию призван федеральный проект «Развитие общественного транспорта», который предусматривает значительное увеличение парка трамваев и троллейбусов, расширение сети электротранспорта в городах. О новой транспортной концепции рассказывают «Известия».

Городской электротранспорт как необходимость

Именно трамваи, которые движутся по выделенным путям, по мнению экспертов, способны справиться с пробками на городских дорогах. И не только с ними. Один трамвай способен перевезти в 2,5-3 раза больше пассажиров, чем маршрутка. Трамвай не загрязняет выхлопными газами окружающую среду. К тому же, этот вид транспорта безопаснее автобуса: вероятность попасть в ДТП на трамвае в четыре раза ниже. Средняя скорость трамвая, благодаря выделенному пути и приоритету на перекрестках, на 8-12% выше, чем у автотранспорта, а возможность столкновения минимальна.

Другими словами, возвращение трамваев на маршруты может эффективно повлиять и на улучшение экологии, и на уровень транспортного шума, а для пассажиров сделать передвижение по городу доступнее и удобнее.

Но сейчас трамваи стали в российских городах чуть ли не редкой диковинкой. Результаты исследования «Трамвайный и троллейбусный транспорт в России. Итоги 2021-2022 годов», представленные два года назад в Общественной палате РФ, доказательно подтвердили необходимость разработки государственной программы развития системы городского электротранспорта (ГЭТ).

По данным Росстата, трамваи перевозят до 1 млрд пассажиров в год, это примерно в семь раз меньше, чем в 2000 году, и в четыре раза меньше, чем в 2005-м. С 1990 года парк трамваев в стране сократился с 15 тыс. до 8 тыс. единиц, общая протяженность трамвайных путей с 1995 года сократилась более чем на 21% — с 6,2 до 4,8 тыс. км одиночного пути.

Федеральный проект «Развитие общественного транспорт», стартовавший в 2022 году, призван решить накопившиеся проблемы в сфере общественного транспорта в российских городах. Бюджет проекта — свыше 400 млрд рублей. Приоритет — обновление подвижного состава (около 50% трамваев в стране требуют замены) и расширение инфраструктуры городского электротранспорта.

Уже несколько российских регионов реализуют поекты, связанные с трамвайным транспортом. В Курской, Липецкой, Ростовской, Саратовской, Нижегородской, Волгоградской и Ярославской областях, а также в Краснодарском, Красноярском и Пермском краях планируется до 2028 года построить и реконструировать 620 км трамвайных путей, 11 депо, 97 тяговых подстанций и 100 зарядных станций.

Первые результаты

Проекты реализуются с применением механизма государственно-частного партнерства, при котором используется несколько источников финансирования: федеральный, региональный бюджеты и средства бизнеса. Этот подход сочетает в себе возможность значительно снизить затраты регионов на развитие транспортной инфраструктуры и реализовать эффективную стратегию взаимодействия с коммерческими организациями. По распоряжению премьер-министра Михаила Мишустина, Минтрансу России было передано из федерального бюджета 86,5 млрд руб. для реализации программы Комплексного развития городского электрического транспорта в 2023-2025 годах для 10 субъектов РФ.

Один из участников реализации проекта модернизации городского электротранспорта со стороны бизнеса — «Группа Мовиста». Компания уже поставила 44 новых низкопольных трамвая в Пермский край. Также в регионе планируют отремонтировать 35 км путей, реконструировать депо «Балатово» и модернизировать семь тяговых подстанций. В Курске 1 марта 2024 года открыли трамвайное движение на полностью реконструированном маршруте № 1. В область «приедут» 22 новых трамвая, отремонтируют более 42 км путей и 8 тяговых подстанций. Серьезные работы по модернизации системы городского электротранспорта запланированы в Липецкой и Ярославской областях. В июне этого года в Липецке на год раньше срока состоялся технический запуск движения низкопольных трамваев по обновленным путям на участке от трамвайного депо до 21-го микрорайона. Также в город уже прибыли все 46 низкопольных односекционных трамваев.

Реализуются проекты на средства ВЭБ.РФ, ФНБ, за счет федеральных субсидий, регионального софинансирования, а также собственных средств инвестора. Все работы и поставка подвижного состава должны быть завершены в 2025 году.

Эксперты уверены, что модернизация системы приведет к тому, что трамвайные маршруты в этих регионах будут перевозить около 17,5 млн пассажиров в год.

Партнерство как необходимость

В ходе общения с генеральным директором «Группы Мовиста» Алексеем Зотовым на выставке «Иннопром» председатель правительства РФ Михаил Мишустин отметил, что общественный электротранспорт может и должен быть конкурентоспособным, Премьер-министр пообещал рассмотреть вопрос о расширении федеральной поддержки проектов в области автоматизации, контроля и управления пассажирскими перевозками.

Сотрудничество государства и бизнеса в формате ГЧП показывает, что оно помогает эффективно реализовать сложные национальные проекты. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко так оценила проект обновления трамвайных путей в Таганроге: «Вот, что можно сделать, когда власть, бизнес и нормальные экономические инвестиционные понятные условия ‒ это ГЧП, это концессия. Не только спроектировали, реализовали, финансовую схему утвердили, правительство выделило грант, ВЭБ это все связал крепким финансово-экономическим узлом, и трамваи поехали».

«За результатами в виде новых школ, аэропортов, современного электротранспорта стоят сложные финансовые механизмы ВЭБ.РФ. Они сильно повышают эффективность государственных денег, ставят на „рельсы“ тяжёлые и капиталоемкие проекты, но остаются незаметными для глаз рядового гражданина», — отметил вице-премьер — руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

Важно отметить, что сами трамваи производит российская промышленность. Уровень импортозамещения в сфере городского электротранспорта достигает 90% и выше. Российские предприятия в Твери и Санкт-Петербурге выпускают современные низкопольные трамвайные вагоны высокого уровня. Продукция этих заводов уже представлена на улицах Курска и Перми.

Читайте также
Прямой эфир