Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Рубио указал на готовность США помочь в урегулировании конфликта на Украине
Общество
Число пострадавших в результате пожара на рынке Геническа выросло до восьми
Экономика
В Raiffeisen опровергли информацию о приостановке продажи бизнеса в России
Общество
Мосгорсуд продлил арест экс-замминистру обороны Иванову на три месяца
Общество
В ЛНР наемник ВСУ из Австралии предстанет перед судом за участие в боевых действиях
Общество
В Челябинской области пресечен канал контрабанды военной продукции
Армия
«Народный фронт» передал военным технику в память о военкоре «Известий» Федорчаке
Общество
Попова назвала пригодными пляжи Крыма и Севастополя для летнего курортного сезона
Армия
ВС РФ поразили ключевые производственные объекты выпуска БПЛА на Украине
Мир
Рубио назвал условие отмены санкций ЕС против России
Мир
Лавров отметил динамику диалога стран после встречи Путина и главы МИД Ирана
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Валентиновка в ДНР
Политика
Путин продлил срок госслужбы до 14 июня 2026 года замглавы МИД РФ Галузину
Мир
В Кремле указали на отсутствие призывов стран Европы к миру на Украине
Наука и техника
Ученые с помощью нового оборудования проверили образец Туринской плащаницы
Мир
Песков сообщил о передаче Путиным послания верховному лидеру Ирана Хаменеи
Политика
Путин освободил Павловского от обязанностей посла РФ в Австралии

Своевременные решения: как работает маркировка ИИ-контента

И почему сгенерированный материал важно отличать от настоящего
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Как и в случае с любой новой технологией, генеративный искусственный интеллект привлекает внимание самой разной аудитории: одни используют его для работы, другие для учебы или развлечений. При этом существуют люди, которые не всегда применяют новые технологии во благо. В том числе для борьбы с такими недобросовестными пользователями, ИИ-разработчики в разных странах маркируют контент, который сгенерирован нейросетями. В том, как работает такая маркировка за рубежом, разбирались «Известия».

Две стороны медали

Генеративный искусственный интеллект (ГИИ) быстро стал инструментом, который всё больше применяют на практике. По данным Hubspot, 48% маркетологов, SEO-специалистов и менеджеров по продажам уже используют ИИ для генерации контента. Более 80% маркетологов отмечают, что нейросети помогают создавать значительно больше материала, чем в прошлом.

При этом помимо очевидной пользы есть и риски. В их числе неэтичное использование генеративного контента. Некоторые пользователи уже научились создавать с помощью ИИ дипфейки известных личностей или представителей бизнеса. Существуют и злоумышленники, которые используют подделки для шантажа или получения прямого доступа к средствам компаний. Компании-разработчики в США, Китае и странах Евросоюза пришли к выводу, что одним из средств в борьбе с этим может стать маркировка ИИ-контента.

Как работает маркировка

В большинстве случаев разработчики рассматривают вариант маркировки контента, созданного с помощью ИИ, видимыми маркерами, например водяными знаками. При этом на практике одного метода маркировки недостаточно: злоумышленники уже научились обрезать или удалять водяные знаки.

Именно поэтому для полноценной маркировки требуется больше опознавательных элементов, включая также невидимые для человеческого глаза, например метаданные и метки, считываемые только машинными методами. При этом комплексная маркировка контента разного формата хоть и требует от отрасли намного большего вложения ресурсов, однако именно она, вероятно, будет развиваться в ближайшее время, как наиболее эффективный на данный момент способ борьбы с недобросовестным использованием технологии.

Европейский опыт

В некоторых странах регуляторы настолько опасаются возможных рисков, связанных с ИИ, что ставят чрезмерные требования к использованию и защите сгенерированного контента. Исполнение этих стандартов отнимает много ресурсов у разработчиков, что создает реальные препятствия для развития ИИ как технологии.

Так, исследование «Яков и партнеры» показало, что подобная ситуация сложилась в странах Евросоюза. С этим подходом не согласны правительства Франции и Германии, а также представители крупных компаний. Так, руководители Renault, Siemens, Heineken, Airbus и Ubisoft заявили, что разработчикам придется нести непомерные риски и тратить несоразмерно много денег, чтобы отвечать всем требованиям регулятора.

Эти ограничения также уже оказали влияние на деятельность международных компаний на европейском рынке. Meta (признана в РФ экстремистской организацией) ограничила доступ к своей мультимодальной модели ИИ в Европе и сообщила, что не планирует предоставлять там свои новые языковые модели в ЕС. Среди причин такого решения упоминался непредсказуемый характер европейской нормативной среды в области регулирования ИИ. На аналогичный шаг пошли и в Apple, ограничив функции Apple Intelligence в Европе из-за требований Закона о цифровых услугах (DMA).

Несмотря на протесты отрасли, первый комплексный закон о регулировании ИИ приняли в марте этого года. Провайдеры и разработчики должны будут следовать требованиям регулятора не только в Европе — правила также распространяются на ИИ-продукты, доступные для европейцев вне ЕС. Один из важных пунктов в новом законе — требование об обязательной маркировке текстов, аудио- видео-, фотоматериалов и любого другого контента, сгенерированного ИИ. По задумке регулятора ИИ-контент будет маркироваться машиночитаемыми метками, а сами методы маркировки могут включать водяные знаки, метаданные, криптографические методы, цифровые отпечатки и др.

Пример Китая

В КНР в 2019 году власти ввели первые правила, которые требовали маркировать «фейковые новости» и дипфейки. С развитием технологии генеративных нейросетей регулятор решил не разрабатывать отдельное законодательство, посвященное ИИ-контенту. Вместо этого в Китае адаптировали нормативную базу с учетом новых вызовов. В 2023 году разработчиков и провайдеров ИИ-сервисов обязали маркировать весь контент, сгенерированный нейросетями. Такие компании, как Baidu, ByteDance и Alibaba Group, уже разработали свою маркировку.

Контент необходимо маркировать видимыми водяными знаками для пользователей, а также невидимыми символами, содержащими название ИИ-сервиса — их считывают машинными методами. Также в маркировку входят текстовые метаданные, включающие, в частности, имя ИИ-сервиса, время создания контента. В сценариях, где пользователь может запутаться, кто предоставляет услугу — человек или ИИ, должна добавляться текстовая подсказка «услуга предоставляется ИИ».

Альтернативный путь

В Китае и странах Евросоюза инициаторами маркировки контента выступает регулятор, но существует и альтернативный подход. Например, в США разработчики договорились добровольно маркировать контент своими силами, чтобы минимизировать возможные риски от недобросовестного использования их технологий и повысить доверие к генеративному ИИ со стороны пользователей. Летом 2023 года семь IT-компаний, включая OpenAI, Microsoft, Google, Meta, Amazon, Anthropic и Inflection, взяли на себя обязательство разработать технологию маркировки ИИ-контента. Планируется, что для этого будут использоваться метаданные и водяные знаки.

Первые результаты уже есть. Например, нейросеть Meta AI научили добавлять в изображения видимые маркеры, невидимые водяные знаки и метаданные. По этим признакам сторонние платформы могут определять, сгенерирован ли контент нейросетью IT-гиганта. О добавлении водяных знаков и метаданных также объявила Open AI.

В целом в большинстве стран, включая Россию, разработчики уже пробуют создавать средства защиты от дипфейков и другого вредоносного контента, генерируемого с помощью ИИ. Компании осознают свою ответственность, объединяют силы и нередко действуют проактивно — решения, направленные на безопасность пользователей, появляются довольно быстро.

Читайте также
Прямой эфир