В первые годы советской власти большевики хотя и критиковали религию как отживший элемент общественного устройства, всё же понимали, что полностью сразу ее не уничтожить. В противовес ранее связанной с царским режимом православной церкви во главе с патриархом Тихоном при содействии ОГПУ была создана более «правильная» обновленческая церковь, признававшая ценности социализма и мировую революцию. В эту структуру большевики стали силой сгонять духовенство, отнимая приходы, расстреливая и сажая несогласных в тюрьмы, что также, хотя и не с такой жестокостью как в 1920-е годы, происходит на современной Украине. Для построения «светлого будущего» нынешние киевские власти активно формируют свою церковь — Православную церковь Украины (ПЦУ) в качестве единственной структуры, отражающей интересы «единого украинского православия». Способ достижения этой цели в соответствии с законом, принятым 20 августа Верховной радой, — запрет Украинской православной церкви (УПЦ), которая исторически была связана с Русской церковью и общей русской традицией.
Из советского проекта по созданию новой церкви ничего не получилось, поскольку обновленцы так и остались маргиналами, формально их церковь действовала до смерти лидера Александра Введенского в 1946-м. Разгром православия и репрессии были частично приостановлены только тогда, когда в 1943 году власти снова обратились к исторической церкви в тяжелые военные годы и помогли создать Московскую патриархию. Украинская ситуация после 2022 года отличается тем, что власти, наоборот, раскалывают общество в критических военных условиях для страны.
Владимир Зеленский, легко жертвующий своими гражданами, может лишить верующих их церкви, страну — ее веры и в перспективе лишиться самой страны. Как отметил в своем заявлении 22 августа Синод РПЦ, современные гонения на украинское православие могут по масштабу превзойти все прежние исторические репрессии. Однако всё же действия Зеленского — это и не войны времен Реформации, и не противостояние гугенотов с католиками. В данном случае предполагается разделение на правильных верующих и духовенство и неправильных, причем в рамках одной конфессии — православия.
Происходящее можно сравнить с процессом создания Англиканской церкви при Генрихе VIII, когда, так же как и на Украине, происходил захват приходов и монастырей и власть заставляла переходить в свою национальную юрисдикцию. Ближе всего по смыслу происходящего также стремление расколоть православие и перевести его под западный контроль (в то время — Ватикана), как это было сделано после Брестской унии. Теперь в роли западного бенефициара чистки в православных рядах выступает православный патриарх Варфоломей, что делает ситуацию и уникальной, и вдвойне трагичной для мира православия (в США и Европе Варфоломей стал лицом православия, продвигающего зеленую повестку и лояльного к гендерной тематике). Ощущение иррациональности происходящего возникает от того, что украинские власти и западные политики считают такого рода охоту на ведьм своим достижением.
Важным фактором для Киева в этом случае стала поддержка «правильной» церкви из-за рубежа. С 2014-го ни политики, ни правозащитники в Европе и США не обращали внимания на захваты храмов УПЦ по всей стране, а когда власти выгнали ее представителей из Киево-Печерской лавры в 2023-м, только папа римский Франциск высказал обеспокоенность по поводу этих событий. Создание ПЦУ в противовес УПЦ при Петре Порошенко в 2018-м приветствовал спецпредставитель Госдепа США по религиозной свободе Сэм Браунбэк. Американское влияние ясно прослеживается в действиях и риторике Константинопольского патриархата и его лидера Варфоломея, который заявил тогда, что отменяет решения XVII века и забирает Украину у Московского патриархата. Затем ПЦУ получило одобрение Константинополя и перешла к нему в подчинение. После 2022-го патриарх Варфоломей стал одним из самых агрессивных критиков России, он признал идею «русского мира» ересью и приветствовал гонку вооружений на Западе.
Украинский конфликт стал хорошим поводом для политиков других европейских стран, чтобы начать зачистку в том числе и религиозного поля на своей территории. В рамках борьбы с российским влиянием из Болгарии в 2023-м были выдворены трое служителей подворья РПЦ в Софии. В августе 2024-го был аннулирован вид на жительство представителя Русской православной церкви в Чехии. Одновременно сенат этой страны попросил спецслужбы проверить структуры РПЦ и Православной церкви Чешских земель и Словакии (автономная церковь, поддерживающая отношения с РПЦ) на участие в распространении влияния России.
В борьбу враждебных юрисдикций активно включились власти и массмедиа в Молдавии. Главе Молдавской митрополии РПЦ Владимиру (Кантаряну) пришлось оправдываться по поводу обвинений в прессе в поддержке СВО. Наряду с этим президент Майя Санду приветствовала переход шести священников из митрополии РПЦ в конкурирующую Бессарабскую митрополию Румынского патриархата (поддерживает патриарха Варфоломея), которая действует в республике. Мотивация Санду в точности повторяет позицию киевского лидера Зеленского о том, что необходимо осудить Россию и Русскую церковь, а единство общества необходимо для движения к европейской интеграции.
В полной аналогии с украинскими властями, а иногда и более грубо в религиозной сфере действовало руководство стран Балтии. Прямолинейно осенью 2022 года поступил сейм Латвии, принявший закон о том, что Латвийская православная церковь (в составе РПЦ) отныне самостоятельна и независима от любых центров за рубежом. Обоснование было до наивности простым. Как сказал президент Латвии Эгилс Левитс, в демократическом обществе православные должны быть самостоятельными. Латвийская церковь не стала оспаривать это решение. В Литве, как и в Молдавии, лидер страны премьер-министр Ингриде Шимоните поддержала переход православных из Виленской митрополии РПЦ в прозападную юрисдикцию — Константинопольский патриархат. Произошло это после того, как шесть священников ушли из РПЦ в Константинополь в 2022 году и создали приход в Вильнюсе. В 2023-м патриарх Варфоломей уже встречался с Шимоните во время визита в Литву, чтобы основать там свою епархию в противовес РПЦ.
Полицейское рвение в давлении на структуры Московского патриархата в стране проявили власти Эстонии. Главу Эстонской церкви митрополита Евгения (Решетникова) регулярно вызывали в МВД, требуя осудить патриарха Кирилла и РПЦ, пока наконец не выслали из страны в начале 2024 года. Затем власти вынудили Эстонскую церковь принять решение (на Соборе 20 августа 2024-го) о полной самостоятельности и отказе от приставки «Московского патриархата». Однако вряд ли это поможет церкви, поскольку руководство МВД Эстонии отметило, что, пока митрополит Евгений (находящийся в Москве) остается лидером, церковь — в «орбите влияния Кремля», и рекомендовало переходить в Эстонскую апостольскую православную церковь, которая, как несложно догадаться, подчиняется Константинопольскому патриархату.
Столь стройная международная политическая стратегия по созданию «правильной, самостоятельной и демократической» структуры взамен «авторитарной» российской основана на желании искоренить всё связанное с русской традицией перед концом истории прежней Украины. Действия политиков оправданы современной западной идеологией («либеральной демократией», диктатурой меньшинств, новой этикой), которая ни в чем не уступает идее «мировой революции». Ее специфика состоит прежде всего в догматическом характере разделения нужных и неправильных ненужных институтов, традиций, идентичностей, «либеральных ценностей» (и либеральных церквей) как абсолютного добра и счастья человечества и зла в лице остального мира.
В рамках подобной идеологии нет полутонов, она требует полного подчинения себе, а агрессивное насаждение такого рода «самостоятельности» и «либеральных ценностей» считается большим благом. Именно поэтому никакие отдельные оправдания и реальная точка зрения церковного начальства не были учтены в ходе текущих гонений. К примеру, руководство УПЦ еще с 2014-го осуждало политику России и духовно помогало ВСУ. В Молдавии митрополит Владимир заявлял, что неправильно приписывать церкви поддержку СВО России на Украине. Виленский митрополит Иннокентий открыто говорил, что не согласен с позицией патриарха Кирилла, а в Латвии перестали поминать главу РПЦ за богослужением. В Эстонии лидер церкви в составе РПЦ митрополит Евгений вместе с членами Совета церквей республики подписывал антироссийское обращение, затем по требованию МВД говорил о расхождении с позицией патриарха Кирилла по СВО и даже о несогласии со словами главы РПЦ об отпущении грехов военнослужащим, погибшим при исполнении воинского долга. Тем не менее ни одно «покаяние» не было принято во внимание представителями власти, которые последовательно идут по пути создания абсолютно лояльных институтов, разделяющих «западные ценности».
Мировоззрение американских и европейских элит, для которых политика Зеленского — это достижение, часто называют леволиберальным (в силу формальной апелляции к правам и свободам и большого влияния социалистов в становлении этой идеологии). В нем нет ничего от либерализма, но идеи о необходимости уничтожения всякой традиции, идентичности большинства и нетерпимость присутствуют, а значит, мечты о создании на руинах «старого» мира институтов «нового» будут осуществляться со всей жесткостью и целеустремленностью.
Автор — доктор политических наук, профессор РАН, заместитель директора Института Европы РАН
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора