Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Четверых боевиков ВСУ осудили на сроки до 16 лет за преступления в Курской области
Мир
СМИ сообщили о пошлинах США свыше 3000% на солнечные панели из Юго-Восточной Азии
Армия
Экипаж Су-34 ВКС РФ ударил по пункту временной дислокации подразделения ВСУ
Общество
Прокуратура направила в Верховный суд ДНР дело в отношении наемника из Грузии
Происшествия
Два человека пострадали в ДТП с грузовиками и легковушкой в Тверской области
Общество
Журналист «Известий» выиграл приз Конкурса молодых журналистов-международников
Экономика
Мосбиржа возобновила торги на срочном рынке
Экономика
Стоимость биткоина превысила $90 тыс. впервые с 7 марта
Общество
Путин выразил соболезнования в связи со смертью скульптора Церетели
Мир
Литва выделит €300 млн до 2030 года на развитие военной авиабазы в Шяуляе
Мир
На Украине сообщили об участии своего кардинала в выборах папы римского
Авто
С начала года по госпрограммам было продано более 36 тыс. автомобилей
Общество
Цискаридзе назвал смерть скульптора Церетели печальной вестью
Происшествия
Жителей Барсово эвакуируют после взрыва в Киржачском районе Владимирской области
Общество
Зураба Церетели похоронят в Грузии
Мир
Депутаты подрались в парламенте Армении при вопросе о геноциде армян
Мир
Иран готов сделать ядерную программу более прозрачной на своих условиях

Имитация интеграции

Политолог Наталья Харитонова — о том, почему планы Молдавии на вступление в Евросоюз нереалистичны
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Процесс подготовки к президентским выборам в Молдавии начался задолго до официального старта кампании и знаменуется нагнетанием проевропейской риторики. Перед действующим главой республики Майей Санду и ее партией «Действие и солидарность» стоит задача любой ценой победить на голосовании, назначенном на 20 октября, а потом и на парламентских выборах, которые должны пройти в 2025 году. Они представляют прозападные силы, которые выступают за продвижение европейской повестки, идею интеграции республики в ЕС, охлаждение отношений с Россией вплоть до полного их разрыва. Поэтому Майе Санду и ее команде крайне важно регулярно демонстрировать успехи на пути европейской интеграции Молдавии — это имеет ключевое значение для ее предвыборной кампании и ее западных спонсоров.

В марте 2022 года Кишинев подал заявку на вступление в Евросоюз. В мае 2023-го было сделано заявление о том, что Молдавия (как и Украина) войдет в состав ЕС до 2030 года. В декабре 2023-го Брюссель принял решение о начале переговоров о вступлении Молдавии в объединение. В мае 2024-го Молдавия и ЕС подписали Соглашение о партнерстве в сфере обороны и безопасности под лозунгом «укрепления устойчивости» республики в условиях «российской угрозы». На момент подписания соглашения, согласно данным местных социологических опросов, 56% населения выступало за вступление в ЕС, 25% — против. Наконец, 25 июня Брюссель дал старт официальным переговорам о присоединении Молдавии к Евросуюзу, что вызвало негативную реакцию, например, Грузии, которую тот пока не удостоил такой чести. Главная цель этого этапа евроинтеграции Кишинева — продемонстрировать, что процесс вступления продолжается и в ЕС в нем заинтересованы на самом высоком уровне.

При этом диалог Кишинева и Брюсселя о перспективах европейской интеграции носит имитационный характер. В Европейском союзе противников принятия республики больше, нежели сторонников. Это прежде всего необходимо для удержания власти в стране в руках прозападных и прорумынских политиков и сокращения их усилиями российского влияния в регионе. При этом ни о каком вступлении Молдавии в ЕС в обозримой перспективе речи быть не может.

Однако иллюзия «успешного пути в Европу» необходима как альтернатива реальному развитию взаимовыгодных отношений с Россией, Евразийским экономическим союзом. Продвижение европейской повестки также позволяет использовать ресурсы страны — территорию, население, инфраструктуру — для противостояния с РФ по «украинскому сценарию». Для этого необходимо, чтобы у власти оставались прозападные политики, а тема «необратимой европейской интеграции Молдавии» постоянно подогревалась. Именно таким образом следует расценивать план по проведению республиканского конституционного референдума на эту тему, назначенного в один день с президентскими выборами, 20 октября 2024 года. Голосование должно ознаменовать «очередной успешный шаг на пути евроинтеграции» в виде соответствующих изменений в основном законе страны.

В нынешних геополитических реалиях принятие Молдавии в ЕС возможно только путем объединения с Румынией. А «Старая Европа», прежде всего Германия, в меньшей мере Франция, не желают укрепления Румынии на Балканах. Дело в том, что Румынию, равно как и Польшу, Берлин и Париж, рассматривают как инструменты геополитического и военно-стратегического влияния США в Европе.

Ключевым и, пожалуй, единственным на сегодня сторонником вступления страны в ЕС, остается как раз Румыния, которая руководствуется своими национальными интересами и геополитическими амбициями. Однако Бухарест пока не готов на себя брать все издержки, связанные с вхождением в состав страны Молдавии. Он учитывает геополитический контекст: специальная военная операция России на Украине, тот факт, что Румыния входит в НАТО, а также проблема Приднестровья и Гагаузии, чье население принципиально против объединения с Румынией (Унири). Любой вариант частичной или полной утраты Молдавией независимости неизбежно повлечет обострение приднестровского и гагаузского вопросов, даже в случае интеграции в ЕС в качестве независимого государства.

Поскольку переговоры по вступлению Молдавии в ЕС носят имитационный характер, то и разногласий здесь в принципе быть не может. Те одергивания со стороны европейских и международных структур в лице, к примеру, Венецианской комиссии, призваны лишь продемонстрировать, что путь Молдавии в Европу сложен и тернист, но она с успехом преодолевает все препятствия. В действительности Кишинев просто игнорирует все замечания и претензии со стороны союза, так как это всего лишь часть игры, и это хорошо понимают и в Кишиневе, и в Брюсселе. Примером может служить ситуация с тем же еврореферендумом, на решение о проведении которого ЕС никак не отреагировал, несмотря на всю сомнительность этого политтехнологического мероприятия.

Несмотря на бойкие отчеты об успехах в приведении республики в соответствие европейским девяти требованиям путем реформирования отдельных институтов, Молдавия в действительности не проходит ни по одному из них. Но так как объективная оценка реформ отсутствует, отчеты могут быть сколь угодно оптимистичными. В реальности Кишиневу будет крайне сложно пройти этап официальных переговоров о членстве, так как он включает в себя целый ряд невыполнимых условий.

Так, после скрининга Еврокомиссией законодательства страны-кандидата по 35 направлениям права и его адаптации к действующему законодательству ЕС, потребуется реализация судебных, административных, экономических и других реформ, необходимых для удовлетворения требований союза — так называемых копенгагенских критериев.

Кроме того, на пути евроинтеграции неизбежно возникнет проблема неурегулированного статуса части территорий. Формально для ЕС, согласно копенгагенским критериям, это считается препятствием для интеграции, однако есть опыт Кипра, который был принят в Европейский союз в 2004-м, будучи разделенным. Однако принципиальным моментом в случае Молдавии остается то, что население этих территорий принципиально выступает против европейской интеграции.

Молдавское политическое руководство с целью сохранения власти постарается выжать максимум из перехода на новый этап взаимоотношений с ЕС, сколь бы формальным он ни был, для усиления своих электоральных позиций накануне президентских, а потом и парламентских, выборов. Однако после завершения электоральных циклов еврочиновники всегда смогут объяснить Кишиневу, что ему нужно еще много сделать на этом пути и благополучно забудут про евроинтеграцию на несколько лет. То есть даже в случае победы Майи Санду на выборах осенью Молдавия может повторить судьбу Эстонии, Хорватии, Ирландии и долго ждать вступления в Евросоюз. Ведь ключевой задачей этапа начала переговоров остается блокировка возможности изменения геополитического курса страны, то есть разворота к России и ЕАЭС.

В случае же проигрыша Санду и правых партий на выборах может быть запущен проект объединения Молдавии с Румынией и угроза вооруженной эскалации на Днестре с участием государств — членов НАТО. Примечательно, что приднестровское экспертное сообщество сразу поспешило обозначить: начало переговоров о вступлении Молдавиии в Евросоюз не имеет никакого отношения к Приднестровью, которое подтвердило свой курс на независимость двумя всенародными референдумами — 1 декабря 1991 года и 17 сентября 2006 года. Аргументом Тирасполя остается то, что Кишинев при выборе вектора евроинтеграции мнения Приднестровья не спрашивал, а Гагаузия эти стремления не поддержала на референдуме 2014 года.

Однако власти Молдавии видят ситуацию иначе: они считают, что непризнанное Приднестровье не станет препятствием для вступления Молдавии в Европейский союз, поскольку жители ПМР тоже смогут получить экономические выгоды, а также после начала переговоров о вступлении Молдавии в ЕС у Кишинева и Тирасполя появился «исторический шанс» на воссоединение.

Проблему Гагаузии Кишинев пытается решить путем всестороннего и системного давления на Комрат. Дело в том, что Гагаузия, ориентирующаяся на Россию, противится как европейскому курсу Молдавии, так и планам по объединению с Румынией. Глава автономии Евгения Гуцул весной этого года заявила, что при любых попытках объединения Молдавии с Румынией Гагаузия немедленно начнет отделение от Молдавии.

Отчаянно имитируя успехи на пути в Европу, политическое руководство Молдавии вполне реально встроено в антироссийскую западную парадигму и всячески демонстрирует политическую лояльность Брюсселю и Вашингтону. Это нашло отражение, например, в том, что молдавская делегация подписала коммюнике по итогам «саммита мира» в Швейцарии в июне, а в Кишиневе при поддержке властей в эти же дни состоялся фестиваль Moldova-Pride. Свою якобы взвешенную позицию в отношении России Кишинев демонстрирует тем, что не присоединяется к части антироссийских санкций. На самом деле он просто не может себе позволить к ним присоединиться, так как это окончательно добьет экономику маленькой страны, давно отнесенной экспертами к числу failed states, что особенно критично перед выборами.

Автор — доктор политических наук, профессор РАНХиГС при президенте РФ, главный научный сотрудник РГГУ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир