Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Четверых боевиков ВСУ осудили на сроки до 16 лет за преступления в Курской области
Мир
СМИ сообщили о пошлинах США свыше 3000% на солнечные панели из Юго-Восточной Азии
Армия
Экипаж Су-34 ВКС РФ ударил по пункту временной дислокации подразделения ВСУ
Общество
Прокуратура направила в Верховный суд ДНР дело в отношении наемника из Грузии
Происшествия
Два человека пострадали в ДТП с грузовиками и легковушкой в Тверской области
Общество
Журналист «Известий» выиграл приз Конкурса молодых журналистов-международников
Экономика
Мосбиржа возобновила торги на срочном рынке
Экономика
Стоимость биткоина превысила $90 тыс. впервые с 7 марта
Общество
Путин выразил соболезнования в связи со смертью скульптора Церетели
Мир
Литва выделит €300 млн до 2030 года на развитие военной авиабазы в Шяуляе
Мир
На Украине сообщили об участии своего кардинала в выборах папы римского
Авто
С начала года по госпрограммам было продано более 36 тыс. автомобилей
Общество
Цискаридзе назвал смерть скульптора Церетели печальной вестью
Происшествия
Жителей Барсово эвакуируют после взрыва в Киржачском районе Владимирской области
Общество
Зураба Церетели похоронят в Грузии
Мир
Депутаты подрались в парламенте Армении при вопросе о геноциде армян
Мир
Иран готов сделать ядерную программу более прозрачной на своих условиях

Взять под крыло

Руководитель направления по защите клиентов и доверию в «Одноклассниках» Ярослав Полин — о том, как защитить старших родственников при использовании социальных платформ в интернете
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Основа любой безопасности — осведомленность. Прежде чем поговорить со старшими членами семьи о том, какие правила цифровой гигиены и информационной безопасности надо соблюдать, важно понять и рассказать, какие киберугрозы и нежелательный контент вообще существуют на современных социальных платформах. Прежде всего, злоумышленники используют такие площадки с целью заработка, в том числе путем обмана и вымогания денег.

Во-первых, это спам и фишинг, когда распространяется недостоверная информация, зачастую с призывом перейти по ссылке на сторонний ресурс, где у пользователей могут украсть личные данные или деньги. Обычно злоумышленники предлагают принять участие в беспроигрышной лотерее или выгодной акции, представляются маркетплейсами, супермаркетами, банками и другими популярными брендами. Во-вторых, это может быть кликбейт, когда аудиторию соцсети призывают переходить на сторонние сайты, генерируют трафик, как правило, для получения прибыли от рекламы. Подобные киберугрозы сегодня хорошо обнаруживаются и блокируются самими соцсетями.

Так, в прошлом году «Одноклассники» сократили количество спама, который может увидеть аудитория, практически до нуля. На конец декабря 2023 года доля пользователей, которые столкнулись или могли столкнуться с подобной активностью, упала ниже 0,5% от дневной аудитории соцсети. Рассылая спам, злоумышленники чаще всего прибегали к таким темам, как выигрыш в лотерее, пожертвования на спасение животных и помощь больным и пострадавшим людям, онлайн-казино. Чтобы обнаруживать и ограничивать подобный контент, ОК используют не только ручную модерацию, но и алгоритмы машинного обучения.

На социальных платформах ежедневно публикуют сотни миллионов единиц контента, поэтому пользователям всегда нужно сохранять бдительность и быть осторожным, особенно при переходе по ссылкам на сторонние ресурсы. Мошенничество по-прежнему остается одной из наиболее актуальных угроз для людей старшего поколения. Злоумышленники используют не только описанные выше механики, но и прибегают к личному общению с пользователями (каждый имеет право на тайну переписки).

Фейковые аккаунты также блокируются модерацией и технологиями современных компаний-разработчиков. Помогают в обнаружении и ограничении подобных страниц сами пользователи, которые отправляют жалобы. При этом злоумышленники могут взламывать профили или создавать копии существующих аккаунтов: брать фото реального человека, «стучаться в друзья» к его знакомым и родственникам, далее рассказывать легенду о потере телефона или доступа к старому аккаунту, чтобы в конечном итоге выманить деньги. Нередко в переписке с человеком старшего возраста такой «друг» или «родственник» может давить на чувства пользователя, призывая помочь знакомому и даже близкому человеку, попавшему в беду. Мошенник может и выдавать себя за родственника, которому срочно требуется финансовая поддержка, и предлагать получить выплаты от банка или поучаствовать в беспроигрышной лотерее.

Помимо всего этого, на социальных платформах, как и в интернете в целом, встречается недостоверная информация. Авторы такого контента могут преследовать не связанные с получением прибыли незаконные цели, например ввести аудиторию в заблуждение или посеять панику. Сегодня применяют технологии Deep Fake, призывают пользователей пересылать дезинформацию и недостоверные сообщения, распространять опасные рекомендации относительно здоровья и прочие вредные советы, навязывать стереотипы о «правильном образе жизни» и внешности.

Важно понимать, что во всех типах злонамеренных действий (спам, фишинг, кликбейт, мошенничество, дезинформация) их авторы не стоят на месте, постоянно совершенствуя свой технологический арсенал и не только. Они внимательно следят за информационным полем и моментально «подхватывают» популярные темы, о которых пишут медиа и которые особенно волнуют людей. Это, например, цифровой рубль, криптовалюта, вклады, новые законы и многое другое. Смысловые акценты и психологические триггеры могут меняться со временем, но механика обмана и вымогания личных данных или денег, как правило, остается прежней. Поэтому существует ряд стандартных правил, которые нужно знать, держать в голове и использовать для защиты себя и своих близких в интернете.

Перед разговором со старшими членами семьи о безопасности на социальных платформах, как и в интернете, крайне важно понимать одну вещь. Представители других поколений, такие как наши родители, бабушки и дедушки, — это зрелые люди с богатым жизненным опытом, который значительно отличается от опыта людей, выросших в эпоху интернета. Старшие родственники могут испытывать беспокойство и растерянность при столкновении с цифровыми технологиями и нуждаться в помощи. Одновременно с этим им может быть сложно попросить совета, чтобы не показаться слабыми и некомпетентными. Помощь стоит предлагать самостоятельно, а в процессе сохранять уважительный и доброжелательный настрой. Даже если один и тот же вопрос возникает не в первый раз.

Также у людей старшего поколения часто отсутствует опыт, связанный с цифровыми терминами, им сложнее усваивать новую информацию. Поэтому при разговоре об информационной безопасности стоит поменьше использовать незнакомых слов и словосочетаний вроде «двухфакторной аутентификации». Не следует пытаться сделать из бабушки специалиста по кибербезопасности, вместо этого можно сфокусироваться на ключевых тезисах:

  • в интернете и соцсетях много мошенников, которые используют различные, как новые, так и старые, схемы обмана;
  • мошенники в интернете используют методы психологического давления, например пытаются втереться в доверие, отвлечь внимание и усыпить бдительность, требуют решить вопрос незамедлительно (чтобы человек не успел критически осмыслить ситуацию), создают суматоху, обещают предостеречь от страшной опасности или помочь получить баснословное богатство;
  • если кто-то в сети просит поделиться любой личной и финансовой информацией (именами и фамилиями, датами рождения, банковскими реквизитами, номерами телефона, кодами из СМС и так далее) или деньгами, никогда не нужно этого делать, каким бы ни был предлог и кем бы ни был просящий (даже если обращаетесь вы).

Злоумышленники чаще всего апеллируют к двум самым болезненным темам: деньгам и здоровью человека или его близких. Нужно объяснить, что сообщения с призывом избежать опасности и сделать это срочно — почти всегда обман. Также можно предложить старшему родственнику в любой подозрительной ситуации не спешить, связаться с вами, если для вас это допустимо, и дождаться вашего объяснения. То же касается и якобы больных или попавших в беду знакомых, дальних родственников: если человек не может проигнорировать просьбу о помощи, лучше связаться с автором сообщения другим, более достоверным способом, например позвонить по телефону, и узнать, действительно ли что-то случилось. Или же проверить информацию, пообщавшись с его близкими.

Взлом аккаунтов в соцсетях тоже остается актуальной киберугрозой. В первом полугодии 2024 года ОК зафиксировали и пресекли более двух миллионов подозрительных входов в учетные записи. До 90% подобных случаев — потенциальных взломов — определяются и блокируются автоматически. Помимо этого, в прошлом году ОК более семи миллионов раз заблокировали подозрительных пользователей или частично ограничили их доступ к площадке. Потеря личного аккаунта — это не только риск утечки данных, но и опасность для друзей и знакомых, которые могут получить мошеннические сообщения якобы от лица пользователя, чья страница была взломана.

Учитывая все это, будет не лишним призвать старших родственников регулярно обновлять ПО и все приложения, чтобы избежать взлома через известные разработчикам уязвимости. При необходимости можно помочь им настроить автоматическое обновление ПО, задать разные и надежные пароли для всех сервисов, установить специальные сервисы для защиты от киберугроз. Также вы можете подключить близким двухфакторную аутентификацию, объяснив, как это работает и почему важно подтверждать вход с нового устройства дополнительным способом — с помощью СМС-сообщения, звонка или письма по электронной почте.

И наконец, со старшим поколением, которое имеет другой жизненный опыт и цифровые навыки, как отмечено выше, можно поделиться надежными источниками информации. Помощь в выборе достоверных и интересных ресурсов потенциально снижает риск столкновения со злоумышленниками и попросту негативной и непроверенной информацией. Социальные платформы, включая ОК, публикуют контент на тему информационной безопасности, делятся полезными советами в официальных группах или на сайте. Это также может помочь старшим членам вашей семьи узнать больше о цифровой гигиене и защите от киберугроз.

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир