Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Общество
Покупательница квартиры Долиной обжаловала в суде ее передачу певице
Общество
Не менее 35 палестинцев погибли из-за ударов Израиля по Газе за сутки
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Times заявила о провале плана по отправке миротворцев на Украину
Мир
В Казахстане учредили «золотую визу» для инвесторов
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Мир
Великобритания и Франция начали переговоры о возможном признании Палестины
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Более 3 тыс. машин скопилось в очередях к Крымскому мосту
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Общество
Путин присвоил скрипачу Владимиру Спивакову звание Героя Труда РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Санкт-Петербурге стартовал первый день Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ 2024). Большой новостью стала начавшаяся в июне программа «Аэрофлот Шаттл», которая позволит упростить полеты между Москвой и Санкт-Петербургом. Подробнее о том, в каком состоянии сейчас находится аэропорт Пулково, куда петербуржцы летают чаще всего и как будет происходить развитее туристического бизнеса, рассказал «Известиям» на полях ПМЭФ гендиректор ООО «Воздушные ворота Северной столицы» Леонид Сергеев.

«Индия должна стать одним из основных рынков»

Аэропорт Санкт-Петербурга является вторым по объему перевозок в стране. Как изменилась ситуация в 2024 году?

— Действительно, в прошлом году мы стали вторым аэропортом. Однако тенденция продолжается. На данный момент за пять месяцев перевезены 7,5 млн пассажиров, из них 6 млн составляет российский трафик и 1,5 млн — зарубежный. Можно сделать вывод, что Санкт-Петербург, как туристическая точка, только набирает обороты.

Что касается международных направлений, все по-прежнему летят транзитом либо через Турцию, либо через Дубай и Абу-Даби. Однако у нас появляется китайский трафик, например, в Шанхай самолеты летают практически ежедневно. Кроме того, потенциально «хорошим» рынком является Индия. Однако организовать прямые рейсы в страну из Петербурга было трудно, потому что у них большие ограничения по самолетам из-за санкций. Несмотря на это, туристы летают в Индию посредством транзитных рейсов.

А у индусов сейчас популярна такая «фишка» — проводить свадьбы, которые собирают по 300–400 человек. И Санкт-Петербург под это подходит идеально. Мы надеемся, что в будущем Индия станет одним из основных рынков.

Люди гуляют по набережной в Санкт-Петербурге
Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Куда летают петербуржцы чаще всего?

— Санкт-Петербург очень тесно связан с Москвой, поскольку это в первую очередь деловой трафик. Согласно статистике, порядка 5 млн пассажиров в год летает столицу России, что делает Москву направлением номер один. С точки зрения туризма следующим идет Калининград, потом Сочи, Екатеринбург и Казань.

«Пришел пораньше – сядись на самолет, который пораньше»

— Между двумя столицами строится высокоскоростная железнодорожная магистраль. На ваш взгляд, как изменится поток авиапассажиров после того, как она заработает? Больше будут ездить на железнодорожном транспорте, или всё-таки самолеты останутся центральным звеном этого сообщения?

Конкуренция — это естественное явление в нашем бизнесе. Следовательно, открытие железнодорожной магистрали вызовет определенное давление на наш трафик. Мы с компанией «Аэрофлот» разработали проект, инициатива была разработана от «Аэрофлота», и мы с радостью ее поддержали. Это шаттл, то есть самолеты из Пулкова будут летать в Москву каждые 15 минут, а посадка будет осуществляться по проездному билету. Это удобно: когда бы пассажир не пришел, он может сесть в самолет. Пришел пораньше — сядет на самолет, который вылетает пораньше, опоздал — не страшно, пассажир сядет в следующий самолет. Принцип работы будет почти как у метро. Что касается цены, то за время работы с лоукостерами авиакомпании научились управлять ценой. Проект уже запущен, в начале июня, сейчас утрясают детали.

Аэропорт Пулково
Фото: Global Look Press/Aleksey Smyshlyaev

В каком состоянии сейчас находится проект по расширению аэропорта Пулково до международного хаба?

— Работа над расширением аэропорта идет полным ходом. Поскольку пассажиропоток в Пулково превысил 17 млн человек, было решено строить дополнительную галерею — дополнительное место, через которое пассажиры смогут выходить на посадку. Галерея означает дополнительный перрон. Более того, мы расширяем наш основной перрон №1. Также есть высокий запрос на самоходные стоянки. Увеличивая первый перрон, мы даем авиакомпаниям возможность гораздо лучше управлять своим временем. Они хотят как можно меньше находиться на земле и как можно больше — в воздухе. А после того, как и международный пассажиропоток подрастет до 7 млн человек, будем строить и международную галерею. Среди далекоидущих амбициозных планов — второй терминал, но он появится, только если пассажиропоток превысит 23,9 млн человек.

Сегодня мы находимся в состоянии, когда необходимо достроить российскую часть. В середине 2025 года будет закончено проектирование, все параметры внутри утверждены, согласованы. И мы приступим к стройке, которая займет около двух лет.

Здесь я хотел бы отдельно поблагодарить город и губернатора Александра Беглова, поскольку нам продлили концессию на 20 лет: это позволило строить не маленькими шажками, а сразу взяться за большие объекты. Аэропорт развивается большими блоками, что удобно для пассажиров, а мы сможем избежать жизни в постоянной стройке.

Аэропорт Пулково
Фото: Global Look Press/Aleksey Smyshlyaev

В последние дни происходят разнообразные хакерские атаки, в том числе и на крупные компании. Есть ли у вас понимание, что нужно усиливать IT-штат или увеличивать защищенность вашей системы? Какие действия вы принимаете в связи с этим?

— Эта проблема появилась 2,5, года назад, и сегодня Пулково достаточно хорошо подготовлен. Система защиты аэропорта имеет несколько слоев и курируется ФСБ. Сейчас люди находятся на таком этапе развития, когда без IT-штата крупной организации просто не обойтись. Мы нанимаем сотрудников, которые хотят развиваться и расти. Сейчас мы также активно развиваем штаб.

«Пулково в чем-то уникален»

Вообще, что такое аэропорт XXI века? Это не только прием и отправка пассажиров, нужна еще связь с крупным бизнесом, ритейлом и т. д.?

— Действительно. Самая главная задача — сделать путь пассажира бесшовным. Например, во всём мире постепенно уходят от бумажных паспортов, их заменяют Face ID, биометрия и т. д. Этим занимаются аэропорты. Аналогично ситуация и на перронах, хотя здесь организовать немного тяжелее. Например, на складах крупных маркетплейсов многим занимаются роботы, процессами управляет техника без людей. Но аэропортов меньше, чем маркетплейсов, всего 229, и рынка соответствующего нет. У нас есть собственная разработка по управлению мобильными ресурсами, мы ее сделали в 2021 году, на настоящий момент она полностью управляется алгоритмами.

Следующий глобальный вызов — это давление со стороны торговли, в том числе — онлайн-торговли. Для того, чтобы аэропорт не превращался в шоурум, необходимо стать таким «онлайном».

В этом плане чемпионом как всегда является аэропорт Чанги и сам Сингапур, где повсеместно внедрена биометрия. Сингапур вообще в 2024 году отменяет паспорта. Так, человеку не приходится контактировать с другими людьми, всё происходит посредством интернета и Face ID. Поэтому нам нужно думать, как двинуться в эту сторону. С другой стороны, привыкнуть к таким изменениям гражданам страны будет сложно. Скорее всего, у нас будет внедрена гибридная система.

Аэропорт Пулково
Фото: Global Look Press/Aleksey Smyshlyaev

— Получается, вы ориентируетесь на мировые хабы, и у Пулково практически нет «просадки» в развитии. Как будет развиваться дальше этот бизнес?

— Дело в том, что аэропорт Пулково в чем-то уникален. Ведь в аэропорту есть 12 индустрий, у каждой из которых — свой рынок. Во главе этого «бесшовный» подход, мегасервис, то есть сервис на уровне чемпионатов и олимпиад. Мы также предоставляем разнообразные предложения нашим потребителям: как в логистических услугах, так и в неавиационной коммерции. Согласно показателям, по сервису аэропорт занимает первое место в Европе.

Мы продолжаем лидировать по скорости прохождения терминала, мы — самый быстрый аэропорт в стране. По государственному-частному партнерству (ГЧП) проход должен длиться 75 минут, в Пулково проход занимает около 30 минут, а в бизнес-классе — всего 13–15 минут. Кругом есть фасттреки, альтернативные проходы, возможность заказать услугу заранее и так далее. Поэтому у нас мегакомфортная логистика.

Какие у вас планы на ПМЭФ? Сегодня нулевой день, а впереди еще три жарких дня работы.

— Мы очень любим этот форум, потому что приезжает очень много людей, старых добрых друзей и знакомых. Можно в одном месте со всеми встретиться и переговорить. Самое главное — чтобы терминал стал для всех отличным местом встречи. И когда вы или кто-то будете улетать домой, чтобы были хорошие эмоции. Поэтому наша задача — сделать так, чтобы всем было максимально комфортно, чтобы люди помнили об этом форуме и хотели еще раз вернуться. У меня всегда по повестке очень много встреч, поэтому я буду со всеми общаться и закладывать новую историю.

Читайте также
Прямой эфир