Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 47 БПЛА над регионами России
Мир
Трамп лишил Камалу Харрис и Хиллари Клинтон доступа к секретной информации
Армия
Расчеты гаубиц Д-30 поразили военную технику ВСУ в белгородском приграничье
Мир
В Германии предложили отменить пособия для украинских беженцев
Армия
Мотострелковые подразделения отразили атаки безэкипажных катеров ВСУ
Мир
В Братиславе прошел крупнейший антиправительственный митинг на 10 тыс. человек
Общество
Мемориал в память о жертвах теракта в «Крокусе» открыли в годовщину трагедии
Мир
Corriere della Sera сообщила об отказе Италии помочь США с поставками яиц
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность без осадков в Москве 22 марта
Армия
Минобороны РФ сообщило об уничтожении украинского МиГ-29
Мир
СМИ сообщили о желании Франции применить мощный торговый инструмент ЕС против США
Мир
Суд Румынии поместил под арест финансиста кампании Джорджеску
Политика
Россиян начнут штрафовать за рекламу в Instagram, Facebook и Twitter
Мир
В Молдавии сообщили о намерении властей установить слежку за гражданами
Мир
Politico сообщило о беспокойстве в ЕС из-за больших расходов Германии
Мир
Уиткофф назвал территории ключевой проблемой урегулирования конфликта на Украине
Политика
Депутат предложил отменить критерии нуждаемости для многодетных при получении льгот
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Истории нигилистов, блокадников и деревенских женщин, мистические путешествия и даже офисная мистерия — на столичных театральных подмостках наблюдалось разнообразие супермаркета. Подробности — в обзоре критика Влада Васюхина, специально для «Известий».

«Деревянные кони»

Театр на Таганке

Нынешняя Таганка уже не раз обращалась к текстам, которые когда-то были с успехом воплощены при Юрии Любимове — скажем, «Тартюф» и «Вишневый сад». «Деревянные кони», поставленные к 60-летию легендарного театра, из того же списка. Новую версию деревенских повестей Федора Абрамова представила Светлана Землякова, ставшая за последние годы популярной и востребованной. И это, пожалуй, один из главных спектаклей нынешнего столичного театрального сезона, его нельзя пропустить.

театр
Фото: Театр на Таганке/tagankateatr.ru/Маруся Машкова

Три драматические женские истории воплощены так тонко и просто, что уместно вспомнить строчку Пастернака: «и тут кончается искусство, и дышат почва и судьба». Василиса Милентьевна (Елена Оболенская) с ее безграничным терпением и самопожертвованием, уверенная в себе, семижильная Пелагея (Александра Басова), переживающая перед смертью переоценку жизненных ценностей, и ее легкомысленная, свободолюбивая дочь Алька (Анастасия Лазукина) — эти центральные образы сыграны замечательно.

Полноправным соавтором любимовских спектаклей считается художник Давид Боровский, он работал в 1974 году и над «Деревянными конями». Для премьерной поставки декорации сделал его сын — Александр, а костюмы внучка — Мария.

«Ленинградские сказки»

РАМТ

Ни название спектакля, ни подзаголовок — «мистическое путешествие» — не располагают к тому, что речь пойдет о ленинградской блокаде. Мрачные сказки Юлии Яковлевой — это своеобразная сага, история одной семьи во времена сталинских репрессий. Одна из их особенностей — смешение жанров и выход за рамки реализма. Фантазии и сновидения помогают главным героям — двум братьям и сестре (их роли прекрасно играют Алексей Бобров, Владимир Зомерфельд и Татьяна Матюхова) — пройти через испытания, страхи и ужасы. И неслучайно Молодежный театр пригласил на эту постановку Филиппа Гуревича, проявляющего сильный интерес к неожиданному материалу и его парадоксальному воплощению.

Театр
Фото: РАМТ/ramt.ru/Сергей Петров

Четырехчасовой спектакль полон метафор. И наиболее ярко они представлены в сценографии (художники Анна Агафонова и Антон Тришин), где воплощен сказочный лес. В финале от него останется лишь одно дерево...

«Поезд жизни»

Театр «Шалом»

Возможно, любой другой театр за подобный «анекдотический» подход к теме холокоста могли бы и осудить, но у еврейского «Шалома» есть индульгенция. К тому же, начавшись как фарс, это зрелище, мастерски разыгранное буквально на голой сцене, оборачивается гимном жизнелюбию.

Театр
Фото: Марк Еленцов

Спектакль Галины Зальцман поставлен по сценарию французско-румынского драматурга Раду Михайляну. Действие происходит летом 1941 года в одном из еврейских местечек в Восточной Европе. Его жители, узнав о злодеяниях фашистов, решают устроить... самодепортацию. Они покупают старый паровоз и несколько вагонов и отправляются в неведомую Палестину, где молочные реки и кисельные берега. Понятно, что ничем хорошим это недолгое путешествие не закончится, однако по ходу спектакля у зрителей будет немало поводов для улыбки.

«Отцы и дети»

Театр Наций

По роману И.С. Тургенева ирландцем Брайаном Фрилом написана отличная пьеса «Отцы и сыновья», и она не раз с успехом ставилась в России. Что заставило режиссера Семена Серзина сделать свою маловразумительную инсценировку (не хочется думать, что жажда наживы) — большой вопрос.

Действие перенесено во времена перестройки, в 90-е годы, на железнодорожную станцию и дополнено фрагментом с коммуникативной трубой из фильма «Асса», песнями Александра Башлачева и Егора Летова. И что всем этим хотел сказать постановщик, решительно непонятно, поскольку роман о конфликте поколений режиссерскому произволу сопротивляется. И нелепо в конце ХХ века выглядят разговоры про нигилистов, а тем более дуэль. И почему, спрашивается, Базаров умирает от сыпного тифа, а, скажем, не от СПИДа или другой более соответствующей времени болезни?

театр
Фото: Театр Наций/theatreofnations.ru

Блестящие артисты — Сергей Волков (Евгений Базаров), Геннадий Блинов (Аркадий Кирсанов), Виталий Коваленко (Павел Кирсанов), Ольга Лапшина и Борис Каморзин (родители Базарова) и эффектно крутящий «колесо» Петр Семак (Николай Кирсанов) — всеми силами удерживают внимание публики, но психологический портрет общества всё равно не складывается.

«Шинель»

Театр им. Гоголя

Эту версию сценического прочтения хрестоматийной гоголевской повести можно отнести к разряду недоразумений и курьезов. Вчерашняя студентка ГИТИСа, 25-летняя Арина Бессергенева перенесла действие в современный офис, где есть кулер с водой, но бумаги почему-то по старинке переписываются от руки. Текст сильно вымаран, слова заменены музыкой, пантомимой, танцами и... пародией на телепередачу «В мире животных» с ее легко узнаваемым саундтреком, а потому зрители, давно или плохо учившиеся в школе, многого в этом капустнике могут попросту не понять.

Акакия Акакиевича Башмачкина, который описан Гоголем как низенький, рябоватый, подслеповатый и с лысиной, играет рослый — 190 см — и вполне себе модельного вида Марк Вдовин. Башмачкину за 50, артисту Вдовину — 31. И что заставляет этого здорового и статного жеребца носить старую шинельку и что мешает сменить офис и заработать на одежду «от кутюр» — загадка.

Театр
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Пелагия Тихонова

Новая шикарнейшая шинель, которую смоделировала Акакию Акакиевичу художник по костюмам Василиса Кутузова, оказывается ярко-красного цвета. И тут даже не хочется задаваться вопросом: а почему? Да потому! И неважно, что у Гоголя сказано, что «ворот был из самой лучшей кошки, которую издали можно было принять за куницу». Тут вообще никакого меха. Короче, куда ни глянь, вместо обещанной мистики — бессмыслица «по мотивам».

Читайте также
Прямой эфир