Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин подписал закон о штрафах за пропаганду чайлдфри
Происшествия
Один человек пострадал при взрыве в жилом доме в Сызрани
Мир
Захарова назвала разрешение Франции бить ракетами по РФ добиванием Украины
Спорт
Гимнастки из РФ с триумфом выступили на Кубке «Небесная грация» в Катаре
Политика
Путин подписал закон о списании до 10 млн рублей долгов по кредитам участникам СВО
Мир
В Турции указали на открытый выбор Западом стороны в украинском конфликте
Общество
В одном из районов Карелии ввели режим ЧС из-за массовых отключений электричества
Происшествия
В Якутии два человека на снегоходе пропали без вести
Наука и техника
Корабль «Прогресс МС-29» с 2,5 тыс. кг груза пристыковался к МКС
Спорт
В матче РПЛ «Ростов» после дубля Голенкова победил ЦСКА
Армия
Опубликованы кадры уничтожения автомобильной техники ВСУ под Харьковом
Общество
В Московский зоопарк привезут еще двух малайских медвежат
Мир
На границе Украины поймали заплативших по $10 тыс. за переправку в Венгрию уклонистов
Общество
В Сочи ожидаются смерчи и волны высотой до 3 м
Мир
Польские фермеры заблокировали КПП на границе с Украиной
Здоровье
Главный онколог России заявил об улучшении работы службы после разрыва с Западом
Мир
В США призвали к импичменту Байдена после удара Россией «Орешником» по Украине
Мир
Bild сообщила о поставке Украине лишь 6,5% обещанных ФРГ бронемашин MRAP
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российские ученые разработали технологию создания защитного покрытия для аппаратуры, которую устанавливают на спутниках и орбитальных станциях. Такие устройства в космосе подвержены негативному влиянию перепадов температур и других вредных факторов, которые приводят к поломкам. Специалисты предлагают помещать металлические корпуса приборов в специальный раствор и пропускать через них электричество. В результате формируется оксидная пленка и керамическое покрытие с нужными характеристиками. По словам экспертов, предложенная технология экономичнее и дешевле применяемых сейчас лакокрасочных материалов. А ее внедрение позволит повысить надежность спутников и оборудования Российской орбитальной станции.

Чем крыть

Ученые Московского авиационного института (МАИ) разработали технологию нанесения специального покрытия для защиты бортового оборудования космических аппаратов от перегрева и преждевременного выхода из строя. Его предполагается использовать на спутниках и Российской орбитальной станции, которая появится через несколько лет.

— Поскольку бортовое оборудование космических аппаратов не подлежит ремонту, необходимо обеспечить его устойчивую работу в течение нескольких лет. Температурный режим — один из важнейших факторов, влияющих на срок службы оборудования. Поэтому для поддержания заданной температуры работы необходимо специальное терморегулирующие покрытие, — сказал и. о. заведующего кафедры «Технологии производства приборов и информационных систем управления летательных аппаратов» МАИ Андрей Жуков.

ученые
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Сегодня для защиты аппаратуры в космосе применяют лакокрасочные материалы, отражающие либо поглощающие солнечные лучи. Их основной недостаток состоит в невысокой устойчивости к воздействию многих факторов, из-за которых происходит более половины отказов и сбоев. Это потоки электронов и ионов высокой энергии, холодная и горячая космическая плазма, солнечное электромагнитное излучение, метеорная материя, твердые частицы искусственного происхождения и другие. Вследствие их негативного воздействия на материалы и элементы бортового оборудования его эксплуатационные характеристики могут серьезно ухудшаться.

Вместо лакокрасочных материалов ученые предлагают модифицировать металлическую поверхность приборов электролитной плазмой специального состава.

— Корпусной элемент бортового оборудования, выполненный, например, из алюминиевого сплава, погружается в качестве рабочего электрода в электролитную ванну. Затем между ними пропускается ток, и на поверхности металла образуется оксидная пленка, а микродуговые разряды формируют оксикерамическое покрытия с необходимыми характеристиками. Благодаря специальной последовательности технологических операций на поверхности корпуса получаем нужное сочетание черных и белых участков, отражающих либо поглощающих солнечный свет, — сказал Андрей Жуков.

роскосмос
Фото: ТАСС/Роскосмос Медиа/Наталья Бережная

Шаг вперед

Материалы и оборудование, необходимые для реализации технологии, полностью российские. Проверить характеристики нового покрытия можно будет только в процессе космических испытаний. Эксперименты уже внесены в план работ на Российской орбитальной станции. После них можно будет оценить срок службы такого слоя в зависимости от высоты космической орбиты летательных аппаратов.

— Сама идея электролитно-плазменной обработки обсуждалась учеными с середины 1990-х годов. Она может быть хорошей альтернативой существующим сегодня лакокрасочным покрытиям, отражающих и поглощающих солнечные лучи. Недостаток покраски в ее низкой устойчивости к воздействию внешних факторов. А предложенная методика более экономична и рассчитана на отечественные материалы, поэтому ее можно считать перспективной, — сказал исполняющий обязанности директора Института физических исследований и технологий Российского университета дружбы народов (РУДН) Николай Кравченко.

Хорошо, если с помощью предложенного покрытия удастся меньше зависеть от химических веществ и различных устройства, которые используют для поддержания температуры. Тогда это будет большой шаг вперед для повышения надежности космических аппаратов, отметил эксперт по космосу Андрей Ионин.

лаборатория
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Директор НИЦ «Конструкционные керамические наноматериалы» НИТУ МИСИС Дмитрий Московских отметил, что технология, предложенная учеными МАИ, имеет многообещающие перспективы с точки зрения как функциональности, так и экономической эффективности.

Основная цель нанесения таких покрытий — это обеспечение стабильной работы бортового оборудования в течение длительного времени, что особенно важно для беспилотных космических аппаратов, которые должны находиться в космосе несколько десятилетий, — сказал Дмитрий Московских.

Такие покрытия могут применяться не только в аэрокосмической отрасли, но и в автомобильной, биомедицинской и инженерной сферах, подчеркнул специалист.

Читайте также
Прямой эфир