Причальная история: как продавцы круизов лишают туристов денег и отдыха
Десятки людей потеряли в общей сложности миллионы рублей, покупая речные круизы у московского турагентства «Волга Лайн», сообщил «Известиям» источник в правоохранительных органах. По фактам вероятного мошенничества проводится проверка. В самой компании пострадавшим пообещали вернуть деньги за несостоявшиеся поездки, но затем перестали выходить на связь. Не работает и сайт организации. При этом сбои в работе турагентства фиксируются как минимум с 2022 года, когда оно тоже продавало путевки на несуществующие круизы. В чем заключалась схема обмана и как обезопасить себя при покупке путевок, разбирались «Известия».
«Сделаю себе подарок на 76 лет …»
На Южном речном вокзале Москвы просторно и по-летнему тепло. Отсюда в разные числа мая десятки туристов, купившие путевки у столичного турагентства «Волга Лайн», должны были отправиться в круизы своей мечты. Но зафрахтованное судно так и не пришло.
Путешественницы Вера и Надежда показывают корреспонденту «Известий» место, откуда 14 мая должен был отойти их корабль, билеты на него женщины купили еще год назад. Но в итоге обе так и просидели с чемоданами на лавочке в ожидании лайнера.
— Сегодня мы посмотрели сайт «Волга Лайн» — он уже не открывается, а все три телефона молчат, — разводят руками пенсионерки.
Для семьи Кузнецовых не состоялось путешествие по Оке. За речную прогулку они заплатили 30 тыс. рублей.
— У меня ребенок-инвалид и дочке 10 лет, — рассказал «Известиям» Антон Кузнецов. — По Волге мы уже ходили, а хотелось попасть в Оку. Она мелкая, живописная, красивая. Мы должны были проплыть по есенинским местам — Коломна, Константиново. Приезжаем на причал — народу много, а теплохода нет. Люди нам сказали, что мы такие уже не первые.
По словам пострадавших, большинство из которых пенсионеры, в мае уже сорвались две поездки, места на которые были давно раскуплены. Например, Владимир Щукин планировал отдых еще в прошлом году, а отойти от причала должен был в день своего рождения.
— В этот раз я решил: никого собирать не буду, а сделаю себе подарок на 76 лет. Круизы на теплоходах — это очень хороший отдых. Я очень хотел съездить в Уфу, посмотреть Оку. Заплатил за путевку 95 тыс., — рассказал пенсионер.
Это далеко не первые сбои в работе «Волга Лайн» — о срывах круизов «Известия» писали еще в 2022 году. Тогда турист Роман Ишбулатов купил на сайте «Волга Лайн» круиз за 100 тыс. руб., в день отплытия с женой и сыном приехал на причал. Но оказалось, что в списках пассажиров Ишбулатовых нет, а каюту на судне «Княжна Анастасия» выкупил другой человек.
Капитан «Княжны» тогда на условиях анонимности рассказал «Известиям», что компания «Волга Лайн» не имеет никакого отношения к продаже билетов на этот лайнер. По его словам, владелец теплохода — компания «Мостурфлот» — билеты на круизы продает без посредников.
Представитель «Мостурфлота», с которым также поговорили «Известия», добавил, что экипаж «Княжны Анастасии» уже не раз встречал на причале обманутых клиентов «Волга Лайн», которых приходилось разворачивать прямо на причале.
В то же время юрист Петр Арешев отмечал, что квалифицировать деятельность «Волга Лайн» как мошенническую преждевременно.
— Компания зарегистрирована в реестре туроператоров, имеет требуемую по закону страховку, — сообщил он.
«Известия» направили компании запрос о ее нынешних намерениях — будут ли компенсированы убытки новым пострадавшим.
Уплывшие деньги
В 2022 году «Известия» несколько раз побывали в офисе компании на Лубянском проезде. На каждый визит журналистов сотрудники реагировали агрессивно, а директор агентства Ольга Стексова всеми силами пыталась оправдаться и обещала вернуть людям деньги.
— Мы здесь не скрываемся. Я здесь нахожусь с утра и до вечера. Так что о каком вообще мошенничестве может идти речь? — вопрошала она.
Но пока возвращали деньги бывшим клиентам, приглашали новых и предоставляли возможность заработать другим агентам, оформляя субподряд.
Предпринимательница из Подмосковья Кристина Нефедова купила туры с мая по сентябрь 2024 года, перечислив «Волга Лайн» 754 тыс. рублей. В итоге более 70 ее клиентов остались на суше, а Кристине приходится возвращать «уплывшие» деньги из собственных средств.
— Туры были куплены на суда «Башкортостан» и «Александр Свирский» — это теплоходы, которые они особенно пиарили как свои собственные суда, — рассказала Нефедова. — Первый тур должен был состояться 14 мая, но уже 16 апреля с нами перестали выходить на связь. Телефон был выключен, а сайт не работал.
По словам турагента, люди брали эти туры под выходные и отпуска и таким поворотом событий очень разочарованы и готовят коллективный иск в суд. Аналогичную историю в чате, который создали пострадавшие, рассказала предпринимательница Наталья Савкина.
— У меня была группа на май 2023 года, но якобы «Свирский» сломался, перенесли на август, потом на май-июнь 2024 года. В апреле менеджер перестала выходить на связь, — рассказала Наталья Савкина.
После череды скандалов компания сменила место дислокации, переехав в другой офис. Но и там, по словам охраны, сотрудники компании не появлялись последние полгода. Сейчас по факту десятков обращений проводится проверка, сообщил «Известиям» источник в правоохранительных органах. Пострадавшие массово пишут заявления в прокуратуру на водном транспорте.
Согласно базе данных Руспрофайл, директор «Волга Лайн» Ольга Стексова является учредителем и руководителем шести организаций, некоторые из них находятся в стадии ликвидации либо банкротства. Действующими остаются «Волга Лайн», ТК «Волга Тур», «Речные круизы» и «Волга Тур-М». На их счету почти 350 судебных производств и 16 млн рублей долга.
В начале апреля этого года Сергиево-Посадский городской суд Московской области постановил взыскать с одной из компаний Стексовой, ООО «Волга Тур-М», 417 тыс. рублей в пользу туриста за несостоявшийся круиз, сообщили в территориальном отделе управления Роспотребнадзора по Москве. В эту сумму вошли неустойка, компенсация морального вреда и штраф (сам тур стоил более 100 тыс. рублей).
От Москвы до Енисея
Круизные путешествия на теплоходах в России всегда были популярны, и спрос на них с каждым годом только растет, рассказал «Известиям» вице-президент Альянса туристических агентств России Алексан Мкртчян.
— Раньше в России были теплоходы венгерского, словацкого, югославского производства и ГДР, а в последние годы появились и российского производства, тот же «Мустай Карим», — сказал эксперт. — Но самое главное, что на российский рынок вышло много новых комфортабельных современных теплоходов, которые и раньше работали на реках России, но только с иностранными туристами. Таких теплоходов за последние два года в России появилось более 30, и на них теперь поплыли россияне.
По словам вице-президента альянса, речное направление для агентов — очень благодарное: купив однажды круизный тур, люди стремятся повторить этот опыт снова и снова. Есть туристы, которые покупают туры десятки раз. На рынке их продают более 3 тыс. агентов, но число круизных туроператоров по всей стране меньше десяти.
Направлений, куда можно поплыть на теплоходе, тоже относительно немного, говорит Алексан Мкртчян. Самый популярный рейс — это Москва – Петербург, он занимает около 70% всех речных круизов. Далее следуют круизы из Москвы в Волгоград, Казань, Астрахань и Ростов-на-Дону, чуть менее популярны круизы по Оке, Лене и Енисею через Онежское и Ладожское озера. Раньше еще были туры по Амуру, но теперь их нет.
Сложности наступают тогда, когда круизная компания дает в аренду некой турфирме теплоход. Именно так, со слов эксперта, поступала и «Волга Лайн» — она брала в аренду теплоходы, и в итоге, по всей видимости, не справилась со своими обязательствами.
— Так было несколько лет назад с «Речтурфлотом», когда он не заплатил судоходной компании аренду, и теплоходы «Рылеев» и «Рихард Зорге» не вышли в рейсы, туристы были обмануты, — вспомнил похожий инцидент Алексан Мкртчян. — С «Волгой Лайн» мы не работаем уже несколько лет, поэтому я очень удивлен, что люди узнают об этих проблемах только сейчас. Я не припомню случаев, когда бы круизные компании банкротились, а вот посредники за последние 30 лет банкротились уже несколько раз.
Как обезопасить себя при покупке круиза
По словам Алексана Мкртчяна, в целом сфера круизов прозрачна, и мошенников здесь немного. Несмотря на это, туристам надо быть крайне осторожными, приобретая такой тур.
— Мой совет: пожалуйста, придите в профессиональное агентство, которое много лет занимается круизами и по именам знает директоров всех компаний и даже капитанов судов. И приобретите там тур. Это залог того, что ваш круиз состоится, — отметил он.
Выбирая речной круиз, прежде всего следует убедиться в том, что пассажирский теплоход или катер включен в публикуемый Росморречфлотом реестр транспортных средств, а оператор указан там в качестве субъекта транспортной инфраструктуры, дал совет председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов. Для этого достаточно знать наименование оператора и круизного судна.
— Вместе с тем стоит проверить наличие у оператора лицензии на перевозки пассажиров внутренним водным транспортом, она выдается Ространснадзором, — сказал Олег Павлов. — А также свидетельства о внесении сведений в Единый федеральный реестр туроператоров. Дополнительно стоит проверить наличие судовых документов, таких как свидетельство о классификации и пассажирское свидетельство. Они выдаются Российским классификационным обществом, ранее — Российским речным регистром.
Если перечисленные документы не представлены на официальном сайте оператора, есть смысл запросить их у оператора в индивидуальном порядке. Не будет лишним уточнить у оператора и сведения о заключенном им договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, резюмировал эксперт.