Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Землетрясение магнитудой 4,8 зафиксировали у берегов северных Курил
Мир
В посольстве РФ предупредили о риске задержания в ФРГ ветеранов СВО
Общество
Ограничения на прием и выпуск самолетов введены в аэропорту Нижнего Новгорода
Экономика
ФНС собрала рекордную сумму с банкротов
Общество
Замглавы Россельхознадзора Кармазин освобожден от должности по своему желанию
Мир
FT узнала о планах Трампа освободить автопроизводителей от части пошлин
Мир
Axios сообщил о перепалке Маска и Бессента в Белом доме
Происшествия
Мирный житель пострадал в результате атаки дрона в Белгородской области
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении около 10 БПЛА над регионом
Мир
В Ереване ветераны и студенты приняли участие в международной акции «Сад памяти»
Наука и техника
В РФ создали первый отечественный эндоскоп
Общество
В Москве состоялась премьера фильма Тиграна Кеосаяна «Семь дней Петра Семеныча»
Мир
СМИ узнали о попытке задержания Додика в Восточном Сараево
Мир
В Кремле пообещали проинформировать о возможной встрече Путина и Уиткоффа
Мир
Минобороны Дании сообщило о выделении более $48 млн на боеприпасы для Украины
Происшествия
Пожар на площади 200 кв. м произошел в частном доме в Кабардино-Балкарии
Мир
СМИ сообщили о выводе США своих военных с базы в сирийской провинции Эль-Хасака

Капли советского короля

Старший научный сотрудник ГМИРЛИ имени Даля Светлана Головко — о том, почему нельзя отделять Окуджаву-прозаика от Окуджавы-поэта
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Феномен Булата Окуджавы, на мой взгляд, заключается в сочетании кажущейся простоты его языка и глубоких, пронзительных текстов. Тем более, они подавались именно через музыку и непритязательные мелодии. А на самом деле это невероятно богатый и красивый, очень точный и лирический язык. Прибавьте сюда глубочайшее знание истории, и в результате получатся удивительно емкие, поэтические образы Окуджавы. А с искренним, даже интимным голосом автора его творчество становилось очень близким людям.

Конечно, колоссальное значение имело и то, что Окуджава много работал для кино. Современные зрители, дети или подростки, возможно, даже не отдают себе отчета, что слышат именно его стихи. А они актуальны по сей день — впрочем, как и все великие вещи, искренние чувства и истины, которые считаются прописными. И они верны. Но не потому, что прописные, а как раз потому, что они — истины.

Но, хотя его творчество перешагнуло ХХ век, великий Булат Окуджава всё равно остается кровью своей эпохи. Безусловно, он принадлежит именно своему времени, иначе не было бы тех тем, что он поднимал, и не было бы такого пронзительного повествования о войне, которую он прошел.

И не было бы ностальгии по уходящему, исчезающему Арбату. Его посвящения старой Москве так или иначе связаны с этим районом, Арбату посвящено более 40 стихов Окуджавы. Об этом и выставка ГМИРЛИ им. В.И. Даля к его 100-летию: она небольшая, душевная и акцентирована на любви поэта к главной московской улице.

В Доме-музее Герцена на Сивцевом Вражке Булат Окуджава бывал неоднократно, да и вообще — это родные для него места, ведь и жил он неподалеку, хотя и уехал с Арбата в Безбожный переулок еще до того, как в этом доме открылся музей.

Есть мнение, что в прозе он был сильнее, чем в поэзии. Но на самом деле его первые исторические романы были восприняты критикой абсолютно в штыки и снискали очень большое возмущение литературоведов.

Окуджава страшно переживал по поводу того, что его роман «Путешествие дилетантов» 1979 года получил негативные отзывы. Это совершенно восхитительный роман, невероятно тонкий и поэтичный. Герои и образы поданы с такой любовью и нежностью! Такая трогательная история любви и смерти, чести и благородства!

Я бы сказала, что отделять Окуджаву-прозаика от Окуджавы-поэта никак нельзя. Его прозаический язык столь же поэтичен, как и его стихи. Плюс ко всему, прекрасное знание истории позволяло ему рисовать очень точные образы весьма скупыми средствами. В прозе он имел возможность больше показать себя и свою любовь к этой эпохе.

Процитирую фрагмент из письма Окуджавы, которое он написал в 1980-х Виктору Некрасову в Париж: «Надеюсь, дорогой, что ты здоров. Всё время слухи о твоей повести, а как ее раздобыть — неизвестно. В Москве зима, и каждый кует свое счастье. А я сижу и мучительно изобретаю новый исторический сюжет, чтобы не подмочить репутацию. Один сюжет уже опубликовал в «Дружбе».

Для него это было чрезвычайно важно! Окуджава очень хотел видеть свою прозу напечатанной, она искала и ждала своего читателя.

Его стихи обращают мысли людей к собственному детству, юности, к каким-то очень ярким, чистым, глубоким чувствам. Стихи, которые ностальгически обращаются к его прошлому, звучат невероятно современно. Это «Песенка об Арбате», «Капли датского короля», «Полуночный троллейбус», «Кавалергарда век недолог». Сложно сказать, с чего начать знакомство с Окуджавой: зацепившись за один уголок его творчества и вытягивая за эту ниточку огромный пласт его стихов, в них невозможно не влюбиться.

Автор — старший научный сотрудник ГМИРЛИ имени Даля, сокуратор выставки «К 100-летию Булата Окуджавы. Булат Окуджава, его друзья и знакомые в Доме-музее Герцена на Сивцевом Вражке».

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир