История знает немало примеров городов, ставших заложниками собственного развития. Даже там, где архитекторы прошлого хотели предусмотреть все нюансы и спроектировать «совершенный» полис, время показало недостатки планировочной структуры. Что говорить об исторических городах, где структура районов формировалась столетиями и зачастую без участия архитекторов, а только по соображению его жителей, создававших свои дома и формировавших улицы исходя из представления о комфорте того времени, бытовых нужд и особенностей рельефа.
Естественно, что теперь такие районы не соответствуют изменившимся критериям современного города. Уровень комфорта и безопасности среды, а следовательно, и требований, предъявляемых к ее планировке, напрямую зависит от развития технологий. Простой пример: еще в начале 20-х годов ХХ века архитекторы рассуждали о городе, где все подчинено личному транспорту. Многоуровневые хайвеи без тротуаров и ежедневные поездки в торговые центры в пригороде. Сегодня такой город нам кажется непривлекательным, некомфортным и небезопасным для проживания.
Горожанин хочет ежедневно гулять пешком, с комфортом пользоваться общественным транспортом, работать недалеко от дома, иметь пространство для отдыха на свежем воздухе, занятий спортом и встречи с друзьями. Личное пространство стало активно дополняться функциями общественных зон, велик спрос и на средства совместного использования. Все это требует модернизации пространств, формирования прогулочных зон, городской сети общественного транспорта нового поколения, создания мест общения и отдыха, вывода серых (промышленных) зон из центральных частей города, более внимательного отношения к планировке жилых кварталов и т.д.
Процесс реорганизации городской ткани связан с серьезной работой в области междисциплинарных исследований и планирования. Необходимо анализировать не только архитектурные аспекты планировки, но и транспортную сеть, экономику, экологию, социологию и техническую обеспеченность. Создавать проекты, предусматривающие не только потребности сегодняшнего дня, но и способные предсказать развитие на ближайшие 20–30 лет. В результате работы формируется мастер-план — комплексный проект развития территории, предусматривающий интересы всех участников городской жизни: жителей, гостей и туристов, бизнеса и администрации. Такой проект необходим для ответственного и планомерного управления и развития городской среды. Мастер-план должен определить: какие конкретно проекты должны быть реализованы, чтобы не только реализовать строго экономические задачи, но и сделать из города «точку притяжения» инвестиций и человеческого капитала. Иными словами, мастер-план необходим для создания четкого образа будущего города, понятного и бизнесу, и его жителям.
В настоящее время уже подготовлены мастер-планы для 22 дальневосточных городов и агломераций, ведется аналогичная работа и по населенным пунктам в Арктике. Территории, от развития которых напрямую зависит не только будущее тех, кто там проживает, но и страны в целом. Кроме того, даже на стадии зарождения мастер-планы уже представляются стимулом к развитию городов. Само их составление становится мощным сигналом деловому сообществу о том, куда нужно и надежно вкладывать свои средства.
Потенциал мастер-планирования виден уже сегодня, предстоит масштабирование этой практики. ВЭБ уже представил Национальный стандарт мастер-планирования — документ, определяющий состав, содержание мастер-плана, подходы к его разработке. По сути, методику выстраивания таких планов, которой смогут пользоваться управленцы по всей стране. ВЭБ разрабатывал Нацстандарт с привлечением специалистов из профильных министерств — Минстроя, Минвостокразвития. Впрочем, это неудивительно. Ведь именно госкорпорация давно вовлечена в работу по этому направлению, участвовала в составлении мастер-планов для городов ДФО.
Нацстандарт станет базой для исполнения задачи по разработке мастер-планов развития 200 городов страны, которую напрямую поставил президент. Участие институтов ВЭБа позволяет привлечь инвестиции, эффективно сопроводив реализацию стратегически важных объектов развития страны, и повысить качество жизни людей.
Внедрение Нацстандарта мастер-планов становится следующим шагом в планомерной трансформации российской экономики через развитие городских пространств, при котором становится возможным не только достижение экономического роста и повышение качества жизни, но и, пожалуй, самое главное — привлечение человеческого капитала.