Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Землетрясение магнитудой 4,8 зафиксировали у берегов северных Курил
Общество
В Госдуме предложили ввести штрафы за сдачу в аренду жилья без договора
Общество
Ограничения на прием и выпуск самолетов введены в аэропорту Нижнего Новгорода
Общество
В аэропортах Нижнего Новгорода и Ульяновска сняли временные ограничения
Общество
Замглавы Россельхознадзора Кармазин освобожден от должности по своему желанию
Армия
Сотрудники ФСБ обнаружили в ДНР крупный тайник с иностранным вооружением ВСУ
Мир
Axios сообщил о перепалке Маска и Бессента в Белом доме
Мир
Шойгу отметил инициативы Китая по поиску мирного решения украинского конфликта
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил об уничтожении около 10 БПЛА над регионом
Мир
Politico сообщила об обсуждении в Белом доме возможного снятия санкций с СП-2
Наука и техника
В РФ создали первый отечественный эндоскоп
Общество
В России перед майскими праздниками продуктивность сотрудников выросла до 30%
Мир
СМИ узнали о попытке задержания Додика в Восточном Сараево
Происшествия
Мужчина и ребенок погибли в результате пожара в частном доме в Якутске
Мир
Минобороны Дании сообщило о выделении более $48 млн на боеприпасы для Украины
Армия
Расчет САУ «Малка» уничтожил пункт управления дронами ВСУ в зоне спецоперации
Мир
СМИ сообщили о выводе США своих военных с базы в сирийской провинции Эль-Хасака

Санкции не по адресу

Экономист Евгений Смирнов — о неэффективности нового пакета ограничений ЕС
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Введение 13-го пакета санкций Европейским союзом в отношении России — очередная волна ограничений, целью которых можно назвать попытки снизить доходы нашей страны от внешнеэкономических связей.

Вместе с тем практика прямых торговых эмбарго, то есть запретов на торговлю стран ЕС с Россией, в новом пакете практически не была учтена. Это связано с тем, что все основные рестрикции в отношении прямой торговли уже были введены, а те, которые остались, остаются очень чувствительными для экономики самих стран ЕС, многие из которых уже пребывают в рецессионном (или близком к этому) состоянии.

Поэтому с каждым новым пакетом антироссийские санкции всё больше сводятся к их двум основным типам — адресным (в отношении конкретных компаний и физических лиц; эти санкции еще называют «умными») и вторичным (в отношении третьих стран, через которые были налажены поставки европейских товаров и экспорт в Европу). Что касается адресных санкций, они введены в основном против компаний российского оборонно-промышленного комплекса, однако РФ и так уже фактически прекратила военно-техническое сотрудничество с ЕС, поэтому вряд ли эти ограничения будут иметь какое-то серьезное влияние на РФ.

В целом международная практика показывает: достоверных свидетельств эффективности адресных санкций, активно применявшихся в мире еще в 1990-е годы, нет. Такие рестрикции призваны наносить ущерб элитам конкретной страны, а не ее населению. Поэтому для элит вводятся ограничения на поездки, финансовые санкции, замораживание активов.

Но на практике такие санкции применить сложно — и об этом свидетельствуют сложности, с которыми столкнулась в свое время ООН при конфискации личного имущества бывшего иракского лидера Саддама Хусейна в период второй войны в Персидском заливе. Очевидно, что нынешние адресные санкции ЕС не способны привести к смене курса внешней политики РФ.

В новом пакете Европа акцентирует внимание на необходимости соблюдения ранее принятых ограничений, а это означает, что на протяжении двух лет эффективный санкционный механизм так и не был разработан. Мы видим, что импорт многих потребительских товаров продолжается и в связи с этим ЕС вводит санкции в отношении компаний, которые не соблюдают рестрикции, продолжая сотрудничество с российской стороной.

При этом стоит отметить, что в нынешний геополитический кризис не вовлечены азиатские страны, мощь и сила которых играет ключевую роль в мировой экономике и международной торговле. Они занимают нейтральную позицию, оставаясь партнерами как западных стран, так и РФ.

В итоге в мире до сих пор так и не создана широкая коалиция в отношении антироссийских санкций. По-прежнему их инициаторами остаются США и ЕС. И, несмотря на введенные ранее ограничения, экономика РФ не оказалась «разорванной в клочья», как это анонсировалось (в 2022 году ее снижение не превысило 1,5% при ожидаемом Западом падении на 15%). Прогнозы указывают на всё более уверенный экономический рост нашей страны — 2,6% в 2024-м.

Таким образом, уже сейчас можно констатировать, что санкциям так и не удалось повлиять на внешнюю политику РФ, а нынешний пакет ограничений носит скорее символический характер.

Примечательно, что в октябре 2023 года ЕС принял специальную резолюцию по эффективности санкций, указывая на то, что, например, добыча угля в РФ за последние два года лишь возросла, так же как и увеличился импорт в Европу нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. Наблюдаются и стабильные поставки (а по некоторым позициям — уверенный рост) в РФ критически важных компонентов и технологий.

У России постоянно растет число компаний-партнеров в альтернативных странах, отрабатываются всё новые схемы торговли. Так что нынешние — как адресные, так и вторичные — санкции всё слабее работают в отношении конечного адресата, нашей экономики.

Автор — доктор экономических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир