Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ сообщили об обстреле пограничных постов Индии со стороны Пакистана
Мир
Минимум 10 человек погибли при обрушении шахты на востоке ДР Конго
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 79 украинских беспилотников над регионами РФ
Экономика
В России хотят ввести 10-процентный налог на сверхприбыль банков и сырьевых компаний
Мир
В Таиланде пять человек погибли в результате падения небольшого самолета
Общество
В СК запросили доклад о сносе домов без компенсаций жильцам в Краснодарском крае
Наука и техника
Тайконавты корабля «Шэньчжоу-20» после стыковки вошли на орбитальную станцию КНР
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Сумской и Черкасской областях
Общество
Временные ограничения на работу аэропорта Нижнего Новгорода сняты
Мир
Bloomberg узнало о ведении Гарвардом переговоров по продаже акций на $1 млрд
Армия
Штурмовик Южной группировки войск рассказал об освобождении Сухой Балки в ДНР
Мир
Трамп прокомментировал возможный выход США из переговоров по Украине
Мир
The Times узнала о возможном отказе Лондона от отправки военных на Украину
Мир
В Госдепе отвергли претензии Киева по поводу урегулирования конфликта на Украине
Армия
Средства ПВО уничтожили семь дронов ВСУ над Крымом и Белгородской областью
Мир
Лавров заявил о готовности России к сделке по Украине
Армия
Военные группировки войск «Центр» рассказали о методах защиты танков на поле боя

Аристократ Советского Союза

Актер театра «Ленком» Иван Агапов — о феномене Олега Янковского к 80-летию со дня рождения народного артиста
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Повезло мне — и повезло нам всем, кто работал в «Ленкоме» в его, скажем так, золотой период, когда на сцену выходил Олег Иванович Янковский. Он был выдающимся актером, которому в кино было подвластно абсолютно всё. И, конечно, для каждого из нас Олег Иванович был, что называется, «свой».

Для кого-то он остался в памяти в образе джентльмена в белом костюме и с блестящими манерами. А для кого-то — как гигант индустрии, президент фестиваля «Кинотавр», любимец всех женщин СССР и России. Есть те, кто ассоциирует его с образом героя-любовника, а есть и те, кто помнят его примерным семьянином, любящим мужем, отцом и дедушкой, очень трогательным и по-настоящему нежным мужчиной. До безумия любящий театр, для многих он был маэстро и иконой актерского исполнительства, который помог сделать первые шаги в театральной карьере.

Лично для меня это был выдающийся актер с большой буквы, который, кажется, мог всё. А как ему удавалось молчать! Тарковский променял любимого Анатолия Солоницына именно на Янковского, и это был легендарный дуэт. Если взять галерею его образов, то, признаться, я не знаю такого мастера, который мог сыграть и интеллигентного слесаря, и молодого гестаповца. Посудите сами: «Полеты во сне и наяву» и «Сладкая женщина», «Влюблен по собственному желанию» и «Обыкновенное чудо», «Щит и меч» и «Убить дракона». Его работы можно перечислять до бесконечности. Вместе мы играли в «Чайке», «Шуте Балакиреве».

Да, для каждого из нас есть свой Янковский. Но мы едины в том, что он был нам дорог и нами любим, и без него очень сложно представить историю российского искусства. Он был одним из лиц «Ленкома». Даже не так — он был одним из столпов «Ленкома». Люди шли в театр именно на Олега Ивановича. Понятия «Ленком» и «Олег Янковский» были неотделимы, тождественны. Здесь он нашел своего режиссера — Марка Захарова. Янковский безумно ему доверял, работал с ним как в театре, так и в кино, всегда советовался, брать или не брать предложенную в новом фильме роль.

И всё же он очень трепетно относился к театру. Он мог дать совет молодому актеру, и все такие советы носили глубоко личный характер. Условно, подзывает к себе: «Раков! Идите сюда, будем работать с вами». И что-то там на ушко говорит Виктору Викторовичу Ракову. Полюбопытствуешь, что сказал Янковский, а Раков: «Не скажу!» И никому не сказал. Но после этого секретного диалога стал играть еще лучше, чем обычно.

Но самое удивительное, сам Олег Иванович каждый раз перед выходом на сцену волновался. Я помню, что он был весь из себя «народный» и артист, и любимец. Ведь Горбачев последним указом дал ему звание, а спустя несколько дней СССР развалился. И вот перед выходом на сцену в спектакле «Шут Балакирев», где он играл Петра I, спросил у меня: «Боишься? И я боюсь! Собачья профессия. Казалось бы, всё умеешь, а всё равно боишься». И он действительно боялся. Несмотря на то что казалось, будто по жизни ему всё удавалось, это было совсем не так.

Например, после роли в спектакле Панфилова «Гамлет» критики отозвались об игре Янковского не очень хорошо. И он очень из-за этого переживал, так что добровольно отказался от такой роли. Он передал ее Дмитрию Певцову, тогда еще очень молодому артисту. Мало кто из актеров вот так берет и отдает роль другому, тем более роль Гамлета.

Может быть, поэтому Олег Иванович в последние годы так придирчиво выбирал роли. Он двадцать раз читал сценарий и спрашивал мнение у всех, у кого только мог спросить. Но, конечно, в первую очередь советовался с Марком Анатольевичем Захаровым.

Но и театр трансформируется, поэтому если говорить о том, вписался бы Янковский в новый «Ленком»… Скорее это театру нужно было бы соответствовать Янковскому.

Автор — народный артист РФ, советский и российский актер театра и кино, член труппы театра «Ленком»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир