Номинальный ВВП США по итогам 2023 года вырос на 6,3%, в то время как тот же показатель КНР — всего лишь на 4,6%. На фоне затяжного падения китайского фондового рынка такая ситуация вновь заставила инвесторов задуматься о перспективах страны на ближайшие годы: неужели ее экономика продолжит замедляться и никогда не обойдет Америку?
Для начала стоит определиться с тем, что номинальный ВВП отражает искаженную картину. Показатель не делает поправку на инфляцию, которая была в 2023 году довольно высокой для США (в то время как КНР по итогам 2023 года показала дефляцию).
Реальный ВВП (с учетом роста цен) по итогам прошлого года увеличился лишь на 2,5% в Америке и на 5,2% в Китае. То есть выигрывает КНР, что абсолютно логично с учетом разницы в объемах и структурах экономик этих государств.
Но повод для беспокойства все-таки есть. Темпы роста Поднебесной довольно быстро сокращаются. Из-за этого снижаются ожидания по выручке и прибыли китайских компаний.
Главная проблема — в слабом восстановлении после коронавируса: китайские граждане не уверены в стабильности своих доходов. У них есть сомнения и в сохранении рабочих мест на фоне падающего экспорта страны, девелоперского кризиса и отсутствия расширенной господдержки отечественных отраслей. Из-за этого население предпочитает экономить.
В итоге внутреннее потребление КНР растет медленнее ожиданий, что вместе со слабым мировым спросом на китайскую продукцию не позволяет Поднебесной быстро восстановиться после снятия карантинов в конце 2022 года.
В таких условиях инвесторы ожидают от китайских властей новых мер стимулирования. Однако молчание правительства по этому вопросу приводит к тому, что настроения продолжают ухудшаться, а котировки акций компаний из КНР — падать.
Для восстановления экономики КНР китайскому правительству необходимо сначала прибегнуть к заимствованиям и наращиванию дефицита бюджета. А затем начать экономические реформы и поощрять технологическое развитие страны.
Из всех нужных мер китайские власти пока прибегают только к поддержке высоких технологий. Но этот сектор всё еще занимает небольшую долю в ВВП. Кроме того, США своими торговыми ограничениями, вероятно, будут продолжать активно мешать технологичному развитию Китая. Поэтому отдача от такой стратегии неочевидна и может затянуться на годы, в то время как остальные секторы китайской экономики продолжат стагнировать без расширения господдержки.
При этом с каждым годом всё сильнее будут оказывать давление фундаментальные проблемы страны, на которые раньше инвесторы закрывали глаза. Это и сохраняющаяся зависимость Китая от экспорта, и дорогая (по сравнению со странами Южной и Юго-Восточной Азии) рабочая сила, и сокращение населения, и низкоэффективные инвестиции за счет наращивания долга, а также по-прежнему неравномерное развитие регионов и авторитаризм китайского руководства, который лишь усиливает все вышеперечисленные экономико-социальные трудности.
В 2024 году динамика китайского рынка будет в первую очередь зависеть от решимости властей в вопросе фискальной политики. Скорее всего, правительство установит официальную цель по росту ВВП КНР на 2024 год не ниже 5%. Таким образом руководство страны намекнет либо на новые займы, либо на экономические реформы, что будет воспринято инвесторами позитивно и может стать ключевым моментом для разворота китайского рынка.
В случае же если господдержку не расширят, то достижение 5-процентного роста ВВП в 2024 году будет очень сложной задачей. Особенно с учетом сложившихся негативных тенденций в девелоперском и банковском секторах вместе со слабым внутренним спросом и нестабильной динамикой китайского экспорта. Тогда рынок республики практически не будет иметь шансов на разворот.
Хотя сильные, стабильно растущие китайские компании с лидерскими позициями в инновационных секторах со стратегической поддержкой от государства способны демонстрировать динамику лучше широкого индекса, пока неизвестно, получится ли у китайского рынка в целом показывать стабильно положительные результаты. Ответ на этот вопрос мы можем узнать уже в ближайшие годы: всё зависит от успехов КНР в разрешении политических, регуляторных и экономических проблем, присущих каждой развивающейся стране.
Автор — аналитик Freedom Finance Global
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора