Международный день родного языка отмечается 21 февраля. И кажется, на вопрос, а что же это такое, можно очень быстро, интуитивно дать ответ, с которым никто не будет спорить. Это, конечно, первый, «материнский язык», на котором человек говорит и думает. Но всё ли так просто? Что делать, если в семье общаются сразу на нескольких и если ребенок усвоил каждый из них? Может ли быть сразу два родных языка — один от мамы, а второй от папы?
Эти вопросы особенно актуальны для нашей страны, ведь ее языковой ландшафт уникален. На территории России существует 277 языков и диалектов. В 21 регионе наряду с русским статус государственного имеют и национальные. В системе образования преподается более 100 национальных языков. И каждый из этого множества может быть родным для учеников.
В реалиях современного мира, когда мобильность человека высока как никогда прежде, возникают новые вопросы. Например, можно ли считать родным тот язык, который человек освоил после приезда в новую страну и теперь говорит на нем? Или родным остается тот самый первый, хотя, может, человек его уже и не помнит?
Современные социолингвисты отвечают на все эти вопросы следующим образом: родной язык — тот, который считает таковым сам носитель. Таким образом, понятие «родной язык» — нечто большее, чем просто совокупность словаря и грамматики, это во многом экзистенциальная ситуация для человека, когда ему нужно сделать выбор, отнести самого себя к той или иной группе и гордо сказать: «Именно это место я считаю своей Родиной, а этот язык я называю родным».
В поддержке самосознания учащегося, его национальной идентичности и состоит одна из важных задач образовательного процесса. Поэтому преподавание и изучение родных языков, в том числе русского как родного, а также государственных языков республик Российской Федерации обеспечивается на добровольной основе — по заявлению родителей или законных представителей учеников. Это право реализуется за счет создания образовательных организаций, классов, групп, условий для их функционирования, но, подчеркну, в пределах возможностей каждой образовательной организации.
В федеральные основные общеобразовательные программы включены рабочие программы по 183 родным языкам. Причем в федеральный перечень учебников, который должен выйти в марте 2024 года, будут включены 272 учебника по родным языкам и 164 учебника по литературе на них.
Изучение родных языков является классической, даже традиционной ценностью российского образования. Еще основоположник педагогики как науки Константин Дмитриевич Ушинский видел три цели в их преподавании.
Первая — развивать дар слова, то есть умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком. Вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения: как народные, так и авторские. Третья цель — практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме.
При этом всегда нужно помнить, что, несмотря на классический статус целей образования, определяющих весь педагогический процесс, методы преподавания и изучения должны постоянно обновляться и модернизироваться, чтобы отвечать вызовам современности. В век автоматизации высоко ценится творческий подход, а чтобы «креативить», важно вдохновение. Многие творческие люди признаются, что черпают его именно в богатой и древней культуре своего народа. А в основе любой культуры всегда лежит язык.
Кроме того, необходимо проводить мероприятия по поддержанию интереса в подрастающих поколениях к родному языку и культуре. Чтобы родной язык стал более привлекательным для детей и молодых людей, на нем должны быть созданы игры и приложения для смартфонов, на улицах висеть баннеры и вывески.
Следует учитывать и потенциал профессиональных конкурсов преподавателей родных языков — это возможность самообразования, рефлексии, собственного педагогического опыта. Изменение собственной позиции по отношению к родному языку, внеурочная деятельность, работа с семьей — это направления, которые позволяют решать проблему сохранения родных языков. А это одна из приоритетных государственных задач перед российской системой образования в нашей многонациональной стране.
И не стоит забывать, что первая, базовая, группа, в которой усваиваются родные языки, — семья, и поэтому их изучение — та сфера образования, в которой связь семьи и школы должна быть максимально тесной.
Автор — директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора