Нарушение судоходства в акватории Красного моря вследствие военного конфликта стало серьезным вызовом, поскольку через Суэцкий канал проходит 12% всей мировой торговли, в 2022 году 23,9 тыс. судов перевезли 1,4 млрд т грузов через эту транспортную артерию. Канал — важный коннектор между Азией и Европой (например, для критически значимых поставок нефти из стран Персидского залива в Северную Америку и Европу).
Атаки морских судов йеменскими хуситами привели к тому, что грузоперевозчики вынуждены выбирать обходной путь поставок, огибая Африку через мыс Доброй Надежды (это привело к тому, что время транзита танкеров типа Suezmax, то есть способных с полной загрузкой пройти через Суэцкий канал, возросло с 16 до 32 дней). В свою очередь перенаправление части поставок на другую важную артерию международного морского судоходства — Панамский канал — невозможно, поскольку здесь резко уменьшилась пропускная способность в связи со снижением уровня воды, вызванного засухой. Следует добавить, что само перенаправление морских судов ведет к нарушению ослабленных еще во время пандемии глобальных цепочек поставок.
По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в результате конфликта в Красном море пять ключевых контейнерных линий (транспортных компаний, занимающихся морскими перевозками), на которые приходится 65% общемировой пропускной способности, приостановили движение через Суэцкий канал. При этом их перевозки с начала декабря упали почти на 40%. Фактически за несколько недель стоимость контейнерных поставок через Красное море увеличилась в четыре раза. По последним оценкам, уже 25% мощностей мирового судоходства перенаправляется или запланировано перенаправить на другие маршруты, что вызвало существенный рост стоимости доставки грузов.
С одной стороны, задержки поставок бьют по глобальным онлайн-платформам розничной торговли, через которые потребители по всему миру получают множество товаров. С другой стороны, критически значимыми всегда были поставки многих компонентов автомобилестроения, без которых отрасль не может работать. Так, из-за этого уже закрыт завод Tesla в Германии, простаивает производство компании Suzuki в Венгрии и Volvo в Бельгии.
Следует отметить, что конфликт в Красном море длится относительно недолгое время, и пока мировая торговля может справиться с нынешним потрясением, поскольку в мире после пандемии накопились избыточные мощности судоходства, а глобальный спрос в свою очередь ограничен высокими процентными ставками. Однако если конфликт затянется, то для торговли возникнут новые вызовы.
В частности, можно ожидать нового всплеска цен на энергетическое и продовольственное сырье. Растут тарифы на перевозку ввиду удлинения маршрутов (на топливо и эксплуатационные расходы) и страхование грузов, поэтому можно ожидать рост глобальной инфляции, которую лишь недавно удалось немного стабилизировать. Согласно некоторым оценкам, если военные действия в секторе Газа будут продолжаться, а значит, хуситы и дальше будут наносить свои удары по западным и израильским кораблям, это приведет к росту глобальной инфляции на 2%. В данных условиях опять же придется прибегать к увеличению процентных ставок, ослабляющих мировую экономику, которая испытывает слабейший рост за последние три десятилетия.
В случае затягивания кризиса в Красном море придется пересматривать маршруты поставок. При этом значение стран Средиземноморья в международной морской торговле существенно снизится. Так, считается, что если атаки хуситов продолжатся в марте и апреле, когда для международной торговли характерен сезонный рост, то ограничения мощностей спровоцируют кризис глобальных цепочек поставок, аналогичный тому, который наблюдался в 2021–2022 годах. Всемирный банк на этот счет приводит динамику специального Индекса стресса в глобальной цепочке поставок, который резко возрос в результате пандемии, и он вновь может увеличиться в случае отсутствия решения конфликта на Ближнем Востоке.
Мы видим, что многие международные экономические организации (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития) анонсировали на 2024 год более благоприятную ситуацию с экономическим ростом в некоторых странах, ссылаясь на успехи борьбы с инфляцией и в целом «мягкую посадку» мировой экономики. Однако многие риски до сих пор не сняты, и, в частности, перебои в международной морской торговле могут разрушить надежды на устойчивое восстановление.
Йеменские хуситы в середине ноября прошлого года объявили о намерении атаковать любые израильские суда в Красном море. В частности, 6 февраля представитель «Ансар Аллах» Яхья Сариа сообщил об ударе противокорабельными ракетами по американскому торговому судну Star Nasia и британскому Morning Tide. Он же спустя несколько дней сообщил об ударах противокорабельными ракетами по американскому кораблю Star Iris в Красном море. Хуситы требуют от Израиля остановить войну в секторе Газа. Западная коалиция во главе с США и Великобританией в декабре 2023-го объявила о начале операции «Страж процветания». Ее задача — защита акватории от нападений хуситов на торговые суда.
Хуситы («Ансар Аллах») — это йеменская вооруженная группировка, основу которой составляют выходцы из мусульманского шиитского меньшинства — зейдитов. Они представляют треть всего населения, проживают в горной местности на севере страны на границе с Саудовской Аравией. Группировка «Ансар Аллах» возникла в 1990-х как военное и политическое движение. Они ставили перед собой цель добиться автономии. В 2014 хуситы захватили столицу Йемена Сану, а центральному правительству пришлось бежать. На сегодня страна разделена, по сути, на несколько частей. Власти Йемена опираются на поддержку Саудовской Аравии. Хуситы имеют такого влиятельного союзника, как Иран. Кроме того, к основным игрокам на йеменской арене помимо правительства и хуситов также относят Южный переходный совет (ЮПС).
Автор — доктор экономических наук, профессор, и. о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора