Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ сообщили об обстреле пограничных постов Индии со стороны Пакистана
Мир
Минимум 10 человек погибли при обрушении шахты на востоке ДР Конго
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 79 украинских беспилотников над регионами РФ
Экономика
В России хотят ввести 10-процентный налог на сверхприбыль банков и сырьевых компаний
Мир
В Таиланде пять человек погибли в результате падения небольшого самолета
Общество
В СК запросили доклад о сносе домов без компенсаций жильцам в Краснодарском крае
Наука и техника
Тайконавты корабля «Шэньчжоу-20» после стыковки вошли на орбитальную станцию КНР
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Сумской и Черкасской областях
Общество
Временные ограничения на работу аэропорта Нижнего Новгорода сняты
Мир
Bloomberg узнало о ведении Гарвардом переговоров по продаже акций на $1 млрд
Армия
Штурмовик Южной группировки войск рассказал об освобождении Сухой Балки в ДНР
Мир
Трамп прокомментировал возможный выход США из переговоров по Украине
Мир
The Times узнала о возможном отказе Лондона от отправки военных на Украину
Мир
В Госдепе отвергли претензии Киева по поводу урегулирования конфликта на Украине
Армия
Средства ПВО уничтожили семь дронов ВСУ над Крымом и Белгородской областью
Мир
Лавров заявил о готовности России к сделке по Украине
Армия
Военные группировки войск «Центр» рассказали о методах защиты танков на поле боя

Сын для отца

Народная артистка России Наталия Белохвостикова — о друге, однокурснике и кумире СССР Николае Еременко
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Николай Еременко — один такой, других похожих пока не родилось. Он был бесконечно талантлив, одарен и уникален. Поэтому мы смотрим фильмы с его участием, любим его роли. И дай Бог нашим современникам играть так же, как играл Коля. То, что он делал, — высший пилотаж.

А началась его дорога в профессию во ВГИКе, куда он и я поступили в мастерскую Сергея Аполлинариевича Герасимова. Несмотря на то что он из творческой династии, мама и папа — популярные артисты, у Герасимова это ничего не значило. Своими связями Коля никогда не пользовался и не козырял. Даже если теоретически по блату можно попасть в институт, то звездой по блату ты никогда не станешь. Простите, Герасимов запрещал нас употреблять слово «звезда». Всегда это звучало дурно. Артистами все хотели быть. Научить этому можно, но не каждого.

Сейчас нет таких педагогов, нет великих стариков, которые учили нас держать планку и никогда ее не понижать. Сергей Аполлинариевич говорил: «Ребята, думайте, что играете. Потому что после каждой премьеры надо проснуться и выйти на улицу, и вам не должно быть стыдно». С этой позицией жили все его ученики: Сергей Бондарчук, Алла Ларионова, Нонна Мордюкова, Инна Макарова, Николай Рыбников, более сотни артистов мирового уровня. В их числе, конечно же, Николай Еременко.

Рядом с нами были уникальные люди, со своей жизненной позицией, с энциклопедическими знаниями. Наши педагоги очень любили актеров, чувствовали душу человеческую и то, что дается от Бога. У Сергея Герасимова было семь выпусков во ВГИКе. Все его ученики — история советского, а потом российского кино. И это неслучайно. Потому что студентов Сергей Герасимов отбирал вместе со своей супругой Тамарой Макаровой. Делали они это прицельно. На нашем курсе было 12 человек. Поступив во ВГИК, мы примкнули к клану «герасимовцев». Это звучало гордо. Если твоим мастером был Сергей Аполлинариевич, ты точно не потеряешься в профессии. Как не потерялся, а даже широко шагал вперед Николай Еременко.

Коля играл безумно много. Мы тут посчитали с однокурсниками: только во ВГИКе он сыграл около 600 ролей! Мы же учились — актеры и режиссеры — вместе. Он постоянно то работал над ролью, то придумывал этюды, то сам ставил. Без конца фонтанировал, сочинял, играл. Мы приходили в институт, а Коля уже был там. Мы уходили из ВГИКа, Коля еще оставался и продолжал репетировать. Абсолютный трудоголик. Николай Еременко — одержимый профессией человек, безумно любящий ее. Он был удивительный, поэтому жив в памяти людей.

Помимо всего прочего, Герасимов хотел вырастить из нас хороших людей. Его ученики должны нести себя достойно. Чего не может и не должен делать хороший человек, того не может и не должен делать и артист. Мастер не разделял два этих понятия. А что касается ролей — артист должен играть.

Нашим дебютом в кино стала работа в картине мастера «У озера» в 1969 году. В 1970-м фильм Сергея Герасимова вышел в прокат. На съемках мне было 17 лет, а Коле — 18. Это был бесконечно тяжелый труд. Картина была огромная. История любви, которая случилась с нашими героями на Байкале. И, конечно, это было счастье, что рядом с нами был Герасимов. Очень во многом в этой картине мы были ведомы.

А через семь лет уже в «Красном и черном» работалось нам замечательно, легко. Это опять была картина Сергея Герасимова. Его интонации, взгляда было достаточно, чтобы мы с Колей поняли, чего он от нас хочет. Мы видели по нему, хорошо это или плохо. Мы были одной группы крови, чувствовали и знали друг друга моментально.

Мы, «герасимовцы», привыкли быть друг за друга горой, ходить к друг другу на премьеры. Так было у нас заведено — начиная от первых дней в институте до конца жизни. К сожалению, многие уже ушли. Мы всегда знали, что есть друг у друга. Бережно и с трепетом болели друг за друга. И очень радовались успехам товарищей.

В своей жизни Николай Еременко лишь однажды встал за камеру и снял фильм «Сын за отца». Я с ним вместе смотрела эту картину на премьере. Тогда я искренне, от всего сердца поздравила Колю с великолепной работой. Основное, что им двигало, это пример великого отца Николая Еременко – старшего. Ему хотелось соответствовать этому уровню. Он гордо носил имя — Николай Еременко – младший.

Я считаю, что это равновеликие актеры. Для него было делом жизни — сыграть вместе с отцом Николаем Еременко – старшим. Именно это стремление повлияло на его решение попробовать себя режиссером. Два замечательных артиста, два Николая, должны были сыграть вместе. Этой картиной он как бы выполнил свою миссию перед родителем. Коля сделал этот фильм для отца. Это дорогого стоит.

Когда я вижу Колю Еременко на экране, всегда улыбаюсь независимо от того, что это.

Для меня это — встреча с человеком, который мне бесконечно дорог, с которым я очень много сыграла, с которым прожила рядом долго и который оставался моим другом до конца своих дней. Будет ли любить Николая Еременко молодое поколение, останется ли он в памяти человеческой — знает только Бог. Никому не известно, что будет потом, как будут ли известны те, кто играет в кино и театре сегодня. Время рассудит.

Годы проходят. Остается Высоцкий, Шукшин, Еременко. Остаются люди, которых Пушкин назвал избранными. Они особые, они другие, поэтому их и помнят.

Автор — народная артистка России, лауреат двух Государственных премий

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир