Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Ушаков заявил о регулярном диалоге РФ с администрацией Белого дома
Мир
Матвиенко призвала не спешить с 30-дневным перемирием на Украине
Армия
Инженерные войска начали разминирование освобожденной территории в Курской области
Мир
Молдавия запросит $40 млн у Всемирного банка на систему предупреждения о ЧС
Мир
Лавров назвал Венесуэлу одним из лучших соавторов российских резолюций
Мир
Трамп оценил динамику обсуждений с Путиным по прекращению огня на Украине
Политика
Путин заявил о плотном сотрудничестве России с Венесуэлой
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации нескольких БПЛА над регионом
Мир
Трамп заявил о «хорошем и продуктивном» разговоре с Путиным в четверг
Мир
G7 пригрозила РФ санкциями в случае отказа от инициативы США по прекращению огня
Мир
РФ приветствует завершение проекта соглашения о мире между Баку и Ереваном
Мир
В Белом доме заявили о «движении вперед» в переговорах по Украине
Политика
Медведев назвал гуманным подход Путина к военным ВСУ в Курской области
Происшествия
В Москве три человека пострадали из-за падения деревьев
Общество
Дело о хулиганстве возбудили после стрельбы у детского сада в Новой Москве
Мир
Марк Карни принес присягу в качестве 24-го премьер-министра Канады
Мир
Путин с пониманием воспринял призыв Трампа о гуманности к военным ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Деятельность инфобизнесменов (в обиходе — инфоцыган), обещающих слушателям платных курсов золотые горы и зачастую обманывающих их, ограничат законодательно. Меры по регулированию этого бизнеса должна подготовить специальная рабочая группа в Госдуме, прорабатывается вопрос и в Совете Федерации, узнали «Известия». Общественники просят обязать инфобизнесменов раскрывать юридическую информацию о себе, своих курсах, а также не давать клиентам несбыточных обещаний. Инициативу эксперты считают логичной: она позволит сделать эту сферу прозрачнее и защитить клиентов от мошенников. Целесообразно также создать специальную структуру, которая защитит права пользователей, считают специалисты.

Проинформированные источники

В России законодательно урегулируют деятельность блогеров, интернет-коучей и инфоцыган. Как выяснили «Известия», такие поправки готовит рабочая группа, созданная в Госдуме. Кроме того, два совещания по этой теме уже прошли в Совете Федерации. Источник «Известий» в парламенте сообщил, что речь может идти о реализации предложений, которые ранее были направлены в обе палаты парламента «Общественной потребительской инициативой» (ОПИ).

Прежде всего необходимо ввести нормативное определение такой деятельности, говорится в письме руководителя ОПИ Олега Павлова в комитет ГД по информполитике, с ним ознакомились «Известия».

деньги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Общественники настаивают, что до заключения договора авторы разнообразных онлайн-программ будут обязаны раскрывать такие сведения, как реквизиты и контактные данные. Также инфобизнесмены должны предоставлять исчерпывающую и достоверную информацию о своей деятельности, реалистичности достижения целей, заявленных в курсе, и воздерживаться от необоснованных гарантий.

«Целесообразно также предусмотреть порядок заключения, исполнения и расторжения договоров, а также разрешения споров, обеспечивающий правовую защиту потребителей», — предлагают в ОПИ.

Кроме того, клиент должен иметь право отказаться от услуг (при условии компенсации исполнителю понесенных расходов) и получить компенсацию за некачественно выполненную работу, считают общественники.

В последнее время заметно увеличилось количество информационных продуктов от блогеров, коучей и бизнес-тренеров, которые обещают быстрое решение финансовых и личных проблем, отмечают в ОПИ. Эти курсы часто не предполагают передачу конкретных знаний, при этом создают у потребителей ложное впечатление о возможности получить гарантированный сверхдоход или достичь личного и профессионального успеха без усилий, уверены общественники. По подсчетам ОПИ, число обманутых граждан в 2023 году выросло на 68% по сравнению с 2022-м «и имеет ярко выраженную тенденцию к дальнейшему увеличению».

блогер
Фото: Getty Images/JohnnyGreig

С прошлого года инфобизнесменов объединяет «Ассоциация информационного бизнеса» (АИБ). «Известия» направили запрос ее представителям.

Как сообщила «Известиям» первый зампред комитета ГД по просвещению Яна Лантратова, под руководством вице-спикера нижней палаты парламента Петра Толстого создается рабочая группа, которая будет работать над законодательством по урегулированию деятельности инфобизнесменов.

— Планируется уже вторая встреча с депутатами. На нее заявилось уже большое количество блогеров. Думаю, что тема введения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности для этой профессии (ОКВЭД) будет доведена до конца, — пояснила она.

Ранее «Известия» сообщали, что в России деятельность блогеров может быть отнесена к экономической деятельности. Это следовало из ответов Минцифры и Росстандарта Яне Лантратовой, которая предложила внести такие изменения в ОКВЭД.

Необходимость законодательного урегулирования деятельности блогеров признают и в комитете ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи. Там считают, что нужно ввести для них единые правила.

дума
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

— Инициатива о регулировании деятельности блогеров — давняя история. До 2017 года существовал закон о блогерах, который обязывал обладателей сайтов и блогов с аудиторией свыше 3 тыс. пользователей в сутки регистрироваться в Роскомнадзоре. Он был отменен, как неработающий. Принципиальный момент — кого считать блогером, каковы критерии блогерства. Является ли блогером младшеклассник, у которого есть страница во «ВКонтакте», где он рассказывает друзьям, как прошел его день? — сказал «Известиям» глава комитета Александр Хинштейн.

По его словам, спорным в такой инициативе остается вопрос регулирования деятельности российских инфлюенсеров, работающих на иностранных платформах.

— Единые правила должны исполняться не только Rutube и VK, но у зарубежных соцсетей нет готовности исполнять даже существующие нормы российских законов. В 2023 году была запущена информационная система «Единый реестр интернет-рекламы» — маркировка рекламы в соцсетях показала свою эффективность. Блогеры в ее рамках уже раскрывают данные о себе, — отметил депутат.

Позолоченные ручки

Совету по развитию цифровой экономики при Совете Федерации известно о предложениях по регулированию инфобизнеса — для их проработки на площадке совета было проведено несколько рабочих совещаний и консультаций с представителями отрасли, рассказал источник в верхней палате парламента.

Клавиатура карта
Фото: Global lokk Press/Silas Stein

— Сегодня информационный бизнес находится в серой зоне регулирования. Поэтому количество злоупотреблений и нарушений прав потребителей неуклонно растет. Необходимость формирования дополнительных законодательных требований к этой деятельности признают в том числе многие добросовестные представители отрасли. Это позволит повысить качество услуг и обеспечить доверие потребителей, — отметил собеседник «Известий».

В Совете по развитию цифровой экономики считают целесообразным дальнейшее обсуждение предложений ОПИ.

— Разработка законодательных изменений должна проходить в плотном взаимодействии законодателей с представителями индустрии инфобизнеса и образования, а также потребительскими организациями. Это поможет соблюсти баланс между защитой интересов граждан и развитием отрасли. Совет по развитию цифровой экономики готов выступить площадкой для обсуждения оптимальных подходов к регулированию информационного бизнеса, — сказал близкий к совету источник.

Гендиректор TelecomDaily Денис Кусков считает меры по регулированию инфобизнеса оправданными: их стоило ввести еще несколько лет назад. По некоторым оценкам, оборот этого рынка в РФ превышает 100 млрд рублей в год, отметил он. Очевидно, новые нормы сделают область таких услуг более прозрачной и безопасной, полагает эксперт.

ноутбук мужчина
фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Позитивным моментом, к примеру, является заключение договоров с клиентами — это исключает ситуации, в которых человека просят «позолотить ручку», но при этом не гарантируют не только результат, но и исполнение услуг, отметил он. Раскрытие информации тоже важное новшество: покупатель услуг будет знать, что имеет дело с конкретной организацией, имеющей те или иные достижения и репутацию, сказал эксперт.

— Специальное правовое регулирование данной сферы не требуется. В случае заключения договора между физическим лицом и бизнес-коучем применяются нормы закона о защите прав потребителей, который и так выстроен в пользу покупателей, — в свою очередь считает адвокат юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. — В соответствии с этим законом на исполнителя возлагается обязанность доказывания объема, качества, реальности оказываемых услуг. Судебная практика также сложилась существенно в пользу потребителей.

Другой вопрос, что граждане не всегда обращаются за защитой собственных прав. В связи с тем, что в инфобизнесе нарушения могут носить частый характер, возможно создание специальной госструктуры или общественной организации, которая будет рассматривать жалобы потребителей и при необходимости обращаться в защиту их интересов в суд, резюмировал эксперт.

Читайте также
Прямой эфир