По документу об учреждении Академии наук, который был выправлен Петром I и принят правительствующим Сенатом в 1724 году, при ней были университет и гимназия. Тогда в России катастрофически не хватало учебных заведений, где молодых людей можно было готовить к научной работе, в этом был смысл предварительных ступеней. Потом появились другие университеты и гимназии и эти структуры исчезли. Университет был восстановлен через 70 лет. Академия в то время представляла собой десятка два академиков, больше напоминала собой небольшой институт широкого профиля и потому значительно повлиять на это событие не могла.
Роль Академии наук в стране резко возросла после Октябрьской революции, когда большевики стали заниматься масштабными проектами индустриализации — вот тогда понадобилась наука, как грибы после дождя стали расти академические институты, резко увеличилось количество академиков и членов-корреспондентов, появились первые академики в союзных республиках. Вместе с советским государством Академия наук воплощала в жизнь грандиозные планы первых пятилеток, прошла через тяжелейшие испытания войной и период послевоенного строительства, потом — через трудный постсоветский период и через собственную реформу: объединение с академиями сельскохозяйственных и медицинских наук, утрату подведомственных институтов и ослабление своего некогда могущественного влияния.
Несколько лет назад президиум РАН при поддержке президента РФ начал работу по воссозданию академической структуры в Санкт-Петербурге. Требовались площади для проведения заседаний региональной рабочей группы, а затем и координационного комитета, которыми довелось руководить мне. И тогда ректор СПбГУ Николай Кропачев любезно предложил президенту Академии наук предоставить свои площади по договору безвозмездного пользования для заседаний, предварительно их отремонтировав, за что ему огромное спасибо!
Позднее мы получили возможность собираться на Университетской набережной, 5, в старом академическом здании. Но до этого поддержка университета была для деятельности академиков очень важной. Напомню, что работа по созданию Санкт-Петербургского отделения РАН, четвертого в России после Сибирского, Уральского и Дальневосточного, успешно завершилась в прошлом году. Некоторые члены РАН из университета активно участвовали в деятельности рабочей группы и координационного комитета, а также созданных президиумом Академии наук профильных советов.
Хочу отметить, что в Санкт-Петербургском отделении РАН университетский отряд членов академии самый большой из организаций и учреждений города — 20 человек. У нас в Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе их немного меньше, и в большинстве это физики, а в университете — представители самых разных областей науки, в том числе гуманитарных. Всего в Петербурге около 180 членов РАН, во всей академии — несколько меньше 2 тыс. Кстати, самый большой отряд членов РАН работает в МГУ — около 300 человек. Гуманитарная ветвь питерской академической науки в основном представлена именно университетом, уникальна в масштабе страны. Ученые-историки, юристы, востоковеды СПбГУ во многом определяют развитие соответствующих дисциплин в России.
В сегодняшней ситуации дефицита современного исследовательского оборудования и в условиях санкций особую значимость для региона приобретает научный парк СПбГУ, где много уникальных научных установок и который работает в режиме центра коллективного пользования, открытого для ученых из других организаций. Страна вынуждена аккумулировать средства на других направлениях, поставки научного оборудования с Запада перекрыты, и техническое обеспечение науки какое-то время будет осуществляться в режиме дефицита. Поэтому надо усиливать кооперацию между научными и образовательными организациями, максимально загружать и шире использовать центры коллективного пользования в интересах всего сообщества ученых, организовывать в регионе новые междисциплинарные проекты.
Замечу, что университет активно вовлекает академических ученых в преподавательский процесс. Причем работающие в других организациях академики в СПбГУ выполняют роль деканов факультетов, например, академик Михаил Пиотровский — декан Восточного факультета, академик Игорь Тихонович — биологического. При этом связь образования и науки получается очень тесной: академические ученые готовят себе в университете кадры для аспирантуры, студентам университета они отдают свои знания, накопленные в академической науке. Это политика руководства нашего университета, и она, считаю, совершенно верная. В случае постепенного укрупнения в университете образовательных структур, руководимых внешними академиками, процесс их роста до уровня факультета может занимать 20 лет. Путь, по которому пошел университет, более прямой и быстрый.
Автор — главный научный сотрудник Физико-технического университета им. А.Ф. Иоффе
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора