На протяжении нескольких недель Европа охвачена протестами фермеров, и география массовых выступлений продолжает расширяться. Десятки тракторов на центральных улицах столиц, блокада магистралей, заливание грязью правительственных учреждений — картина, ставшая для европейских стран в начале 2024-го типичной. Выступления аграриев отражают наличие в Европе нарастающих противоречий многослойного характера: очевиден конфликт как по оси «фермеры – ЕС», так и по линии «фермеры – национальные правительства».
В основе недовольства протестующих — последствия противоречивой политики Евросоюза. Они негативно сказываются на общей конъюнктуре социально-экономического развития всего объединения. Во-первых, в общеевропейском контексте остро стоит аграрный вопрос: фермеры выражают недовольства в связи с сокращением выплат по линии единой сельскохозяйственной политики, с падением цен на сельхозтовары (наиболее ощутимо это заметили производители молочной и зерновой продукции) и планами по ратификации соглашения о свободной торговле между ЕС и МЕРКОСУР. После его заключения относительно дешевые товары латиноамериканских стран наполнят европейский рынок.
Во-вторых, непростая ситуация в аграрном секторе усугубляется активно форсируемой зеленой политикой ЕС, в рамках которой провозглашены цели по снижению количества используемых пестицидов и удобрений, а также сокращению посевных площадей. Фермеры обвиняют политиков в том, что выбранный ими жесткий зеленый курс осуществляется за счет аграрного сектора, несущего убытки и рискующего разориться.
В-третьих, украинский фактор добавил масла в костер европейских проблем: аграрии выражают недовольство значительными по объему выплатами в пользу Киева из бюджета ЕС, а также присутствием более дешевой украинской продукции на европейском рынке, что делает товары национальных производителей менее конкурентоспособными. Аграрии из Европы уже сейчас опасаются, какие тяжелые последствия им придется понести в случае, если Украина, один из крупнейших сельскохозяйственных производителей в мире, когда-нибудь станет членом ЕС.
На этом фоне оппозиционные силы стремятся акцентировать внимание на неэффективности действующих правительств, пытаясь заручиться поддержкой электората перед выборами в Европейский парламент, которые пройдут в июне этого года.
Однако протестное движение фермеров по своему размаху и катализаторам волнений довольно дифференцированно. Первые волнения вспыхнули в Германии и стали спусковым крючком для целой волны забастовок. Непосредственной причиной протеста стало решение правительства сократить сельхозсубсидии, чтобы залатать потенциальную брешь в госбюджете на 2024 год. При этом дополнительные средства предполагается направить на финансирование «зеленого перехода», что лишь подогревает общее недовольство политикой Олафа Шольца.
Наибольшего масштаба волнения достигли во Франции, где триггером выступлений также стало решение об ограничении субсидий на фоне падения доходов фермеров и планов по ратификации соглашения между ЕС и МЕРКОСУР. Французские протестующие явно намерены оказать давление на новое правительство Габриэля Атталя. Он, вероятно, готов к уступкам, поскольку ему необходимо заручиться поддержкой населения и продемонстрировать свою эффективность как управленца.
Протестное движение в Италии призвано скорее показать свою солидарность с аграриями других стран, поскольку в этом случае не было явного «выстрела», спровоцировавшего волнения.
А в Бельгии и Нидерландах, помимо общесистемных недовольств со стороны аграриев, звучит критика в адрес специфической политики по решению «азотной» проблемы. Так, в Нидерландах еще в 2019-м разразились «азотные войны» — протесты фермеров из-за планов правительства сократить поголовье скота для уменьшения выбросов в атмосферу, негативно влияющих на экологию. Нынешние протесты в Нидерландах фактически представляют собой новый виток в череде массовых выступлений аграриев. Бельгийские же фермеры недовольны подписанием правительством Фландрии осенью прошлого года «азотного соглашения», ставящего целью сокращение выбросов азотсодержащих соединений, что также создает сложности для сельскохозяйственной деятельности. Кроме того, выступления в Бельгии носят и символический характер: 1 февраля, когда в Брюсселе проходил саммит ЕС по вопросу выделения финансовых средств Украине, бельгийская столица фактически была осаждена аграриями в знак протеста в адрес политического курса евробюрократов.
В случае с Испанией и Грецией возмущения также связаны с последствиями засухи и ростом цен на электроэнергию. Главным предметом недовольств в странах Центральной и Восточной Европы (в частности, в Румынии и Польше) остается поступление относительно дешевой украинской продукции на рынок ЕС.
Практически в каждом из региональных кейсов, помимо европейских проблем структурного характера, был и свой триггер для начала забастовки. Соответственно, на крайне неблагоприятную общую конъюнктуру развития сельского хозяйства в Европе наслоились сложности, связанные с проблемами национальных экономик, что в результате вызвало взрывную реакцию.
Поскольку аграрный вопрос носит многослойный характер, для его решения требуются комплексные действия, в первую очередь на наднациональном уровне. ЕС необходимо сбалансировать политику на зеленом направлении, а также частично пересмотреть финансовые приоритеты, причем последнее будет сделать крайне сложно в условиях, когда его чиновники лишь увеличивают объем средств, направляемых Киеву.
Сейчас наблюдаются признаки возможного спада протестного движения аграриев, поскольку как на уровне ЕС, так и в отдельных странах политики демонстрируют готовность к компромиссу. В конце января Европейская комиссия запустила инициативу «Стратегический диалог о будущем сельского хозяйства». Ее целью ставится достижение согласия с аграриями, а также ввод ряда послаблений для представителей отрасли в части обязательств по «зеленому переходу». В Германии уже заявили, что некоторые субсидии будут сохранены. Во Франции Габриэль Атталь, ожидаемо, пошел на уступки, анонсировав законопроект, направленный на поддержку отрасли, и заявив, что правительство страны не поддержит заключение соглашения между ЕС и МЕРКОСУР, если латиноамериканские производители не выполнят экологические требования ЕС.
Однако подобные меры могут лишь сгладить противоречия, но не решить их. Более того, есть вероятность нового витка недовольств, если интересы фермеров вновь будут притеснять. Так, например, в Германии, по некоторым прогнозам, дефицит бюджета в 2025 году рискует еще больше увеличиться, и это потребует уменьшения расходной части, что может быть осуществлено за счет сокращений различных выплат и субсидий. Кроме того, в ближайшие месяцы европейские политики, возможно, будут вынуждены пойти на дополнительные уступки в пользу аграриев на фоне подогревания темы протестов правыми партиями. Если Брюсселю не удастся сбалансировать свой политический курс, то фермеры могут стать мощной оппозиционной силой в Европейском союзе.
Автор — аналитик Центра европейских исследований ИМИ МГИМО МИД России
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора