Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации нескольких БПЛА над регионом
Мир
Die Welt узнала о планах европейских стран провести в США переговоры по Украине
Мир
Ушаков заявил о регулярном диалоге РФ с администрацией Белого дома
Мир
Сенат США одобрил закон о продлении финансирования правительства до 30 сентября
Армия
Инженерные войска начали разминирование освобожденной территории в Курской области
Наука и техника
Корабль Crew Dragon с российским космонавтом Песковым стартовал к МКС
Политика
Медведев отверг призыв Великобритании к перемирию на Украине без условий
Мир
Землетрясение магнитудой 4,7 зафиксировали у берегов Италии
Мир
Трамп заявил о получении хороших новостей по урегулированию конфликта на Украине
Мир
Рубио сообщил о позиции США по поводу желания Европы ввести санкции против РФ
Мир
G7 пригрозила РФ санкциями в случае отказа от инициативы США по прекращению огня
Мир
РФ приветствует завершение проекта соглашения о мире между Баку и Ереваном
Мир
В Белом доме заявили о «движении вперед» в переговорах по Украине
Политика
Медведев назвал гуманным подход Путина к военным ВСУ в Курской области
Происшествия
В Москве три человека пострадали из-за падения деревьев
Мир
Полиция Британии выдвинула обвинения против российского капитана судна Solong
Происшествия
Гусев заявил о ликвидации еще по меньшей мере пяти БПЛА над Воронежской областью
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В России хотят ужесточить ответственность для банков за некорректное отображение данных о полной стоимости кредита в рекламе займов, выяснили «Известия». Штрафы могут вырасти до 1,6 млн рублей. С октября прошлого года финансовые организации рядом с привлекательной ставкой по займу должны указывать его полную стоимость — с учетом всех дополнительных расходов (например, страховок). Но из-за этого у них возникают проблемы с привлечением новых клиентов и в итоге банкам выгоднее ничего не менять, отметили эксперты. По их мнению, улучшить ситуацию в этой сфере поможет именно ужесточение ответственности за игнорирование закона.

На сколько могут поднять штрафы за нарушения в рекламе кредитов

Сейчас штрафы за некорректное отображение данных о полной стоимости кредита (ПСК) в рекламе банковских продуктов составляют от 20 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц и от 300 тыс. до 800 тыс. рублей для юрлиц. В ближайшем будущем штрафы за несоблюдение этих норм могут вырасти вдвое. Такая ответственность должна в том числе распространяться на требование указывать диапазон ПСК в любой рекламе, если в ней упоминается ставка по займу.

В понедельник, 5 февраля, правительство рассмотрит соответствующий законопроект на заседании комиссии по законопроектной деятельности (КЗД). Его подготовил Минюст и уже согласовали Минфин, Минэк и ФАС. Это следует из документов к КЗД, с которыми ознакомились «Известия». Источник в кабмине подтвердил эту информацию. Редакция направила запросы в правительство и указанные ведомства.

В случае принятия закона штрафы за некорректное указание ПСК в рекламе кредитов могут вырасти до диапазона от 40 тыс. до 100 тыс. рублей (для должностных лиц) и от 600 тысяч до 1,6 млн рублей (для самих банков) соответственно.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Справка «Известий»

Полная стоимость кредита помимо процентной ставки включает в себя любые платежи в пользу банка, которые предусмотрены договором. Чаще всего это оформление страховки, но также в расчет ПСК могут войти открытие банковского счета, платные SMS-оповещения и любые другие дополнительные услуги.

Закон, согласно которому банки обязаны указывать ПСК в рекламе займов, действует с 23 октября 2023 года, напомнила юрист компании «Генезис» Надежда Полищук. Из-за этого кредитные организации больше не могут привлекать клиентов только привлекательными условиями, не отображая реальной стоимости ссуды.

Помимо того, новая версия закона «О рекламе» предусматривает и более точный расчет полной стоимости кредита с учетом всех затрат заемщика, обусловливающих получение займа, отметила партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Виктория Большагина. По ее словам, до 23 октября банки могли не включать в ПСК платежи по оплате дополнительных услуг и в целом занижать показатель.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Пока информации о том, что финансовые организации привлекались к ответственности за некорректное указание ПСК в рекламе, не публиковалось. В ФАС информации по этому вопросу «Известиям» не предоставили. Редакция направила запросы в крупнейшие банки о том, выполнили ли они новые требования о рекламе.

Почему банки не хотят соблюдать требования по рекламе кредитов

Большинство участников рынка всё еще дорабатывают модели продаж в соответствии с требованиями законодательства, рассказала директор департамента коммуникационной политики финансового маркетплейса «Выберу.ру» Анна Романенко. На телевидении почти исчезла реклама кредитов, подтвердил основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский. В основном банки рекламируют другие продукты, например собственные сервисы и депозиты.

— С учетом относительно небольшой величины штрафов и отсутствия прецедентов наказания многим крупным банкам пока проще и выгоднее ничего не менять, — констатировал старший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Иван Уклеин.

Гиганты финансового рынка находятся на перепутье: ведь в случае соблюдения требований по рекламе кредитов они могут столкнуться с падением потребительского спроса, отметила Анна Романенко из «Выберу.ру». И это принесет более ощутимые убытки, чем штрафы за нарушение новых норм. Так что вероятность того, что даже двукратное повышение может быть проигнорировано банками, сохраняется, заключила эксперт.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Ужесточение требований к рекламе кредитов может сделать ее более информативной, но в то же время отпугнуть клиентов из-за отображения информации о ПСК, добавил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Он также согласился, что из-за этого продажи банковских продуктов могут сократиться.

Изменения трудозатратны — работа над рекламой кредитов в новых условиях требует консультаций с юристами, маркетологами и даже с психологами, считает Иван Уклеин. По его словам, в таких условиях кратное повышение финансовой ответственности банков за нарушения действительно способно помочь защитить права потребителя.

Возможно, к ответственности стоит привлекать и вторую сторону — распространителей рекламы, которые выводят на широкую аудиторию некорректные кредитные предложения, добавила Анна Романенко. Взаимная ответственность компаний перед потребителями в итоге может привести к более четкому соблюдению закона, считает эксперт.

Читайте также
Прямой эфир