Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп согласился работать над запросом Киева о поставке дополнительных систем ПВО
Мир
Ужесточение импортных пошлин привело к росту инфляционных ожиданий в США
Мир
В РФ заявили о приравнивании миротворцев Европы на Украине к вовлечению в конфликт
Мир
Турецкая оппозиция анонсировала митинги в поддержку Имамоглу 23 марта
Спорт
Дзюба стал лучшим бомбардиром в истории сборной России по футболу
Спорт
Футболисты сборной России разгромили Гренаду в товарищеском матче
Мир
МИД заявил протест послу Молдавии в связи с блокадой дипмиссии РФ в Кишиневе
Спорт
Экс‑футболист сборной Черногории Делибашич умер на 44‑м году жизни
Мир
Al Masirah сообщил об ударе США по йеменской столице Сане
Мир
Госдеп США пригрозил Венесуэле новыми санкциями за отказ принимать депортируемых
Мир
Глава РФПИ указал на готовность администрации Трампа к диалогу с РФ
Мир
Сторонница Джорджеску Гаврилэ заявила о выходе из президентской гонки в Румынии
Экономика
Глава ВТБ Костин заявил о ненужности SWIFT
Политика
Политолог усомнился в возможности договориться с Зеленским
Мир
Арестованного мэра Стамбула обвинили в пособничестве терроризму и мошенничестве
Общество
Форум «Россия, Индия и Африка» открылся в Москве
Общество
Из Суджанского района Курской области с 12 марта эвакуировали более 520 человек
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Объем российского сегмента интернет-рекламы и маркетинга по итогам 2023 года достиг 478,8 млрд рублей. Это на 22% больше, чем за год до этого: тогда зафиксировали спад на 10%. Какие площадки показали лучшие результаты и что будет с рекламными бюджетами в 2024 году, разбирались «Известия».

Приспособиться и создать новое

Для рекламной отрасли 2022-й можно назвать годом перестройки, считает коммерческий директор Calltouch Артур Саркисян. В то время зарубежные площадки стали недоступны для отечественных рекламодателей, отчего сфера на время замерла, а многие специалисты не понимали, как дальше продвигать товары и бренды. Однако, по словам эксперта, отрасль быстро приспасабливается, и отечественные копании создают возможности в рамках нового инструментария.

— При этом 2023 год можно назвать периодом адаптации, когда большинство компаний заново выстроили стратегию продвижения и пересмотрели бюджеты. В прошлом году бренды стабильнее вкладывались в рекламу, укрепилась роль социальных сетей. По данным последнего исследования Calltouch, в 2023 году больше 69% пользователей стали реже пользоваться зарубежными социальными сетями, а популярность Google у россиян снизилась на 54%, — рассказал Саркисян.

ноутбук
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

В ноябре 2023 года эксперты iConText Group провели исследование в рамках мероприятия «Искусственное завтра: нейронавигатор», поделилась с «Известиями» исполнительный директор агентства icontext Мария Азлецкая. Были опрошены более 300 маркетологов из разных российских компаний. Специалисты указывают на изменения в маркетинговых стратегиях: чаще всего наблюдались перераспределение каналов и бюджетов на продвижение (36%) и запуск новых продуктов (36%). Кроме того, 30% стали усиливать свой бренд на рынке, 27% респондентов отмечают, что вынужденно сменили тактику из-за возросшей конкуренции.

В каждой пятой компании сместился фокус в продвижении с одних продуктов на другие. По 18% маркетологов предпочли усилить антикризисные коммуникации и сфокусироваться на дополнительных ценностях для потребителей, 16% решили выйти на новую целевую аудиторию, столько же компаний — участников исследования заявили об усилении сервисных функций. 7% отметили, что в их организации поменялись роли и появились новые бизнес-юниты.

Новые инструменты

В 2023 году большинство опрошенных iConText Group маркетологов сфокусировались на использовании digital- и performance-инструментов, которые позволяют получить быстрый, понятный и измеримый результат. При этом 27% сделали акцент на brandformance-подходе, решающем сразу две задачи — продвижение бренда и рост продаж. Столько же специалистов ответили, что в их компании PR и работа со СМИ были наиболее приоритетными направлениями, рассказала Мария Азлецкая.

Социальные сети и мессенджеры продолжат быть доступными площадками для продвижения, согласен Саркисян. В частности, Telegram в 2023 году показал рост более 520% по сравнению с 2021-м, а реклама в Telegram Ads стала доступнее более чем в 10 раз. В июле прошлого года только эта система смогла обогнать «ВКонтакте» по среднесуточному охвату, приводит данные CEO eProfit.me Андрей Терентьев, ссылаясь на Mediascope. Ежедневная аудитория мессенджера — около 53 млн человек. Если раньше у Telegram не было официальных инструментов для рекламодателей и эксперты взаимодействовали с целевой аудиторией через специальные биржи, то сегодня в России доступен Telegram Ads.

телеграм
Фото: ТАСС/AP/Matthias Schrader

Самыми первыми эту площадку полтора года назад на эксклюзивной основе протестировали федеральные застройщики «ПИК» и «Самолет», что, по словам эксперта, буквально всколыхнуло рынок. Платформа не похожа на «Яндекс.Директ», потому что доступ в Telegram Ads за €1,5 тыс. выдают только официальные представители мессенджера, которых на рынке не так много, подчеркнул Терентьев.

Изменение бюджетов

В 2023 году 41% опрошенных представителей российских компаний заявили, что расходы на маркетинг остались практически неизменными относительно 2022 года, при этом 27% участников опроса отметили отрицательную динамику и снижение бюджетов. Не менее 9% убеждены, что траты на маркетинг сократились существенно, 16% зафиксировали рост расходов и закладываемых бюджетов, еще 7% считают повышение бюджетов значительным. У отечественных производителей косметики и одежды затраты на рекламу выросли, рассказал в беседе с «Известиями» digital-продюсер, основатель коммуникационного агентства Didenok Team Кирилл Диденок.

— Стали инвестировать в иностранные бренды, которые заменили ушедшие, например, много всего приехало из Кореи, Турции, Китая. И ритейлеры, и точки продаж заинтересованы в том, чтобы повышать спрос. При этом сами бренды должны зарекомендовать себя. Поэтому сейчас очень активно промоутируются бренды в сфере моды и красоты. Заработки блогеров в этой нише повысились, и это в том числе говорит о том, что инвестиции в рекламу не намерены падать, — рассуждает Диденок.

По словам эксперта, острая конкуренция остается у банков, ведь им важно расположение потенциальных потребителей. Также вернулась тенденция на амбассадорство, что повысило рекламные бюджеты или, как минимум, сохранило планку прошлого года.

блоггер
Фото: Getty Images/ediebloom

В 2023-м прирост коммуникационного агентства Redline PR составил более 60% по сравнению с 2022 годом, когда ушли европейские клиенты. Генеральный директор компании Анна Кириченко рассказывает, что команда агентства видит большой потенциал в интеграции ИИ в работу и проекты.

Согласно словам собеседницы, в 2023 году бюджеты увеличились, но стоимость сотрудника возросла еще больше, поэтому в прибыль на данный момент это не конвертировалось.

— Отдельно отмечу, что мы видим огромный тренд в HR-продвижении брендов, поскольку дефицит кадров испытывают все отрасли без исключения. На данный момент этот рынок принадлежит соискателю: на одного работника в среднем приходится семь работодателей, и это формирует необходимость рекламного и PR-продвижения, — заключила эксперт.

Ожидания от 2024-го

Подавляющее большинство участвовавших в исследовании специалистов (45%) заявили, что не планируют менять маркетинговые бюджеты в 2024 году. Треть из них увеличат расходы, а еще 7% хотят существенно повысить бюджеты. Около 9%, напротив, заметно понизят текущие затраты на маркетинг, а 11% опрошенных ответили, что бюджеты сократят незначительно.

совещание
Фото: Getty Images/RunPhoto

2023-й был годом, когда рекламодатели, по нашим ощущениям, откручивали свои бюджеты в те моменты, когда были в ожидании негативного инфоповода, поэтому мы даже на своей практике не ощутили какую-то сезонность и не видим какой-либо просадки или бурного роста. Всё планомерно и ровно двигалось, — отметил сооснователь и исполнительный директор коммуникационного агентства Didenok Team Пейзулла Магомедов.

В 2024 году, по мнению эксперта, ожидается прирост количества тендеров. Уже сейчас клиенты возвращаются в стандартную стезю планирования годовых бюджетов, и это может говорить о том, что рост будет и рынок утвердится в новом формате после всех сложных событий.

Артур Саркисян, в свою очередь, считает, что в нынешнем году отечественные компании окончательно адаптируются к новым реалиям рекламной отрасли, сделают упор на социальные сети, а также на «Яндекс.Директ».

— Скорее всего, в 2024 году мы увидим актуальность social media marketing (SMM) на фоне спада традиционных инструментов. Нельзя сказать, что доля офлайн-маркетинга в небольших городах больше, но при этом работает он там более эффективно. В небольшом городе даже стандартные рекламные щиты будут работать намного лучше, потому что в таком виде реклама события или продукта будет восприниматься как некое важное действие в его городе, — рассказал основатель и СЕО Mirey Robotics Андрей Наташкин.

Читайте также
Прямой эфир