Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе заявили об отсутствии готовности ЕС восстановить диалог с РФ
Мир
WSJ сообщила о возможности Уиткоффа снова посетить Россию
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Мир
Путин подписал закон о ратификации договора о стратегическом партнерстве с Ираном
Общество
Путин отметил способность россиян преодолеть любые угрозы
Армия
ВСУ 4,9 тыс. раз нарушили режим пасхального перемирия
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Армия
Путин сообщил о возобновлении боевых действий после пасхального перемирия
Мир
Султан Омана прибыл в Россию с официальным визитом
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Мир
Захарова заявила о неумении Запада конкурировать в торговле на основе права
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Спорт
Гол Свечникова помог «Каролине Харрикейнз» начать с победы плей-офф НХЛ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

«Город — это площадка, где искусство приходит к людям»

Художник NOOTK — о современном стрит-арте и участии художников в формировании облика городов
0
Фото: Любовь Шеметова
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Еще недавно стрит-арт считали дерзким хулиганством, однако с годами он набрался солидности, и теперь уличные художники все активнее участвуют в формировании городской среды. Их работы меняют облик районов, борются с однообразием, а в отдельных случаях могут повлиять на образ жизни людей.
Российский художник-муралист Владимир Гупалов (NOOTK) недавно закончил свой новый арт-объект в строящемся жилом районе «Бунинские кварталы» на юго-западе столицы
. Художник рассказал «Известиям» о своей новой работе и о роли стрит-арта в создании новых городских пространств.


«Художники могут представить горожанам современное искусство»


— Расскажите о своей работе в «Бунинских кварталах». Что вы хотели, чтобы зрители увидели в ней?

— Идея была в том, чтобы придать кварталу цветное настроение, заменить черно-белые тона стройки яркой палитрой. Когда я работал, стройка еще шла, и передо мной были просто бетонные квадраты, ячейки строящегося дома. Мое внимание привлек бетонный фриз там, где потом должны были появиться квартиры с террасами. И я решил изобразить на нем жизнь, которая будет происходить здесь после, когда дом будет сдан. Придумал и нарисовал персонажей, их окружение, то, как люди отдыхают на этих террасах. Там девушка поливает цветы, человек сидит рядом со своим котом... Действие в разных элементах мурала происходит в разное время дня — утром, днем и вечером. Этим я хотел подчеркнуть, что в «Бунинских кварталах» жизнь не останавливается никогда, что это уютный мир.

— Как вы думаете, могли бы художники играть более значительную роль в формировании облика городов? И в чем именно?

Я думаю, художники, в первую очередь, способны принести на городские улицы современное искусство. Потому что они погружены в контекст, хорошо в нем разбираются и в своих работах несут самую актуальную информацию, самые актуальные веяния. Уверен, уличные художники всегда будут рады показать их людям. Другое дело, что у художника не всегда есть полная свобода в работе с городскими пространствами. И это понятно, ведь город — это пространство общественное, так что всегда приходится искать компромисс между замыслом и тем, к чему готовы зрители. Если в галерею люди приходят специально за современным искусством, то город — это площадка, где искусство приходит к людям. На таком компромиссе и появляются какие-то уличные арт-проекты.

— Значит, художнику необходимо подстраиваться под восприятие городской аудитории?

— Нельзя сказать однозначно. Наверное, в случаях каких-то крупных общественных проектов кураторы могут художника направлять. Но все же в наибольшей степени художник всегда думает о том, чтобы дать аудитории какой-то образ, какое-то собственное видение, — и отдать трактовку на волю зрителя. Те, кто проходит мимо городского объекта — это неподготовленные люди, и конечно, у них будут возникать свои ассоциации, свои смыслы. Поэтому, наверное, искусство в городской среде может быть либо абсолютно абстрактным, либо очень понятным.


«Художник всегда в поиске прорывных идей»


— Видите ли вы различие между тем, как воспринимали люди стрит-арт лет 10 назад — и тем, как они его воспринимали сегодня? Изменилось ли отношение?

— Можно, конечно, сказать, что негативных коннотаций стало меньше, но в целом мало что изменилось. Свою первую крупную работу я создал лет 15 назад, поэтому мне есть, с чем сравнить. И тогда, и сейчас люди позитивно реагируют на что-то яркое, крупное, необычное. Такие работы удивляют людей, проходящих мимо, вызывают интерес. И обыденностью они до сих пор не стали. По-прежнему прохожие интересуются тем, что мы делаем, им это интересно. Люди отрываются от своих повседневных мыслей и погружаются в искусство.

— Можно ли расширить роль стрит-арта в городской среде?

— Конечно. Художники могут дать гораздо больше, нежели красивое оформление районов. Можно воплощать в жизнь более смелые концептуальные проекты. Другое дело, пока эти проекты не найдут своего воплощения, мы о них не узнаем. Например, если бы у меня был сейчас в голове гениальный проект или идея, я бы не стал о них говорить. Каждый художник все время находится в поиске того, что будет интересным, революционным, прорывным. Сегодня городские муралы, в основном, носят прикладной характер. Надеюсь, что в будущем они станут ближе именно к искусству.

— Можно ли разделить стрит-арт на официальный и стихийное уличное искусство? Какова принципиальная разница и отношения между ними?

— После того, как некогда андеграундный стрит-арт вышел в пространство мейнстрима, естественно, появилось разделение между стихийным и санкционированным уличным искусством. Я лично поддерживаю, в первую очередь, искусство стихийное, потому что личная инициатива снизу — основа движения вперед. Когда человек покупает краску, задумывает сюжет, делает рисунок, даже если результатом стали какие-то непонятные обывателю цветастые буквы, — это и есть свободное творчество. Молодые художники чаще всего начинают именно с этого. Они делают небольшие несанкционированные работы, постепенно продвигаясь к большим проектам. Так что стихийный и официальный стрит-арт не противостоят друг другу, а, скорее, одно в другое перетекают.

— Насколько уличный художник, создавая свою работу, учитывает историю района, его географические и архитектурные особенности?

Бывает по-разному — зависит от того, какую идею хочет воплотить художник. Бывает, пространство ведет тебя за собой. Будучи в этом году на фестивале «Стенография» в Екатеринбург, я в какой-то момент понял, что рисую буквально в точке пересечения архитектурных и исторических достопримечательностей города. Когда я их рассматривал, у меня сама собой появилась идея работы. Так получился мой «Оранжевый маршрут» — работа, которая объединила окружающие здания разных эпох — конструктивизма, советского модернизма, современности, — которые я перемешал со своими персонажами. Я работал с контекстом и с городом, и объединив в своем проекте туристическую и художественную составляющие. Учитывал я и то, что речь идет об общественном пространстве, которое должно быть понятно людям, живущим в этом районе, проходящим мимо моей работы. Мне кажется, людям доставляет удовольствие видеть рисунок, который взаимодействует с окружающей средой.


«Негативную реакцию вызывает то, что непонятно»


— Как меняется стрит-арт с годами? Каковы сегодня основные художественные тенденции в этом виде искусства?

— Сейчас в стрит-арте наблюдается движение в сторону концептуального искусства, по крайней мере, в России. Современный российский стрит-арт активно тяготеет к текстовым работам. В современном уличном искусстве России очень много текста, много разных словесных ребусов. С чем это связано, сложно судить. Возможно, с тем, что мы до сих пор — самая читающая нация. А может, людям просто нравится сообщать информацию без прикрас.

- Вам приходилось сталкиваться с непосредственной реакцией публики на ваши работы? Что встречается чаще — позитив или негатив?

Я обратил внимание, что у людей вызывает негативную реакцию все, что непонятно. Причем осознал я это на собственном примере. Я обычно рисую довольно понятные вещи, но понимание, естественно, возникает, только когда они закончены. И вот в процессе работы, пока не появился контур рисунка, мне иногда приходится слышать негативные комментарии прохожих. Потом, когда все участки будущего мурала уже закрашены, и все это выглядит как цветастое полотно, становится лучше, — то есть, негатив из комментариев практически исчезает. А когда появляется контур, и зрители понимают, что изображено, я слышу очень много позитивных отзывов. Так что понимание работы стимулирует позитивную реакцию.

— Наверняка на улицах вы обращаете внимание на работы своих коллег. Доводилось видеть в последнее время что-нибудь, что вас удивило и порадовало?

— Мне сложно — хороших работ много, и я боюсь кого-то не вспомнить, если буду перечислять. Но если говорить о том, что мне довелось увидеть на улице и приятно удивиться — хочу порекомендовать работу Данилы Shozzy на Курской. Это часть его архитектурной серии, где он играет со зданиями, искажая их, создавая интереснейшие и максимально натуралистичные визуальные иллюзии. Работа, о которой я говорю, находится в районе центра дизайна Artplay, и если вы туда попадете, обязательно стоит на нее взглянуть.

Читайте также
Прямой эфир