Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госрасходы во втором сроке Трампа выросли на $154 млрд
Политика
В Госдуме назвали глупым решением санкции США в отношении «Аэрофлота»
Мир
Министр обороны Нидерландов анонсировал выделение €150 млн Украине на ПВО
Армия
Путин заявил о необходимости учитывать опыт СВО при подготовке военных моряков
Армия
Дюмин сообщил о стабильной ситуации и положительной динамике в зоне СВО
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Здоровье
Аллергиков предупредили об обострениях из-за потепления в Москве
Мир
NYT сообщила о визите делегации Украины в США для встречи по ресурсной сделке
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Армия
«Купол Донбасса» предотвратил атаку украинского дрона на молокозавод в Горловке
Общество
ЦБ предупредил о схеме похищения денег через ложные инвестиции в цифровой рубль
Армия
Путин сообщил о строительстве 49 кораблей в ВМФ РФ за последние пять лет
Общество
Решетников предположил рост турпотока по РФ до 48 млн поездок летом 2025 года
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Пашу Техника похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве

Кассовое равенство: в России с 2024 года начнут блокировку просрочки

Какие некачественные товары будут выведены из оборота магазинов первыми
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В России с 2024 года начнут блокировать просроченные и нелегальные товары на кассах магазинов. Эта мера коснется молочной и табачной продукции, бутилированной питьевой и минеральной воды, пива и некоторых слабоалкогольных напитков. Фирмы, которые занимаются разработкой ПО для этих целей, уже обновили торговое оборудование для ритейлеров, выяснили «Известия». Готовность блокировки подтвердили в X5 Group, «Ленте», «О’Кей» и «Магните». В дальнейшем группа товаров будет расширена, однако решение о включении в этот механизм других маркированных продуктов будет принимать правительство, отметили в ЦРПТ.

Поставить блок

Ведущие российские торговые сети готовы к запуску блокировки просроченных товаров на кассах магазинов с 2024 года. Об этом «Известиям» рассказали ритейлеры и представители бизнеса, который предоставляет программное обеспечение для этих целей.

— Мы подготовили оборудование для блокировки просроченных товаров, кассы прошли проверку, и мы готовы к внедрению механизма в январе, — сообщили в пресс-службе «Ленты».

Там отметили, что будут отправлять товары с истекшим сроком годности на утилизацию или продавать некоторые из них сельхозпроизводителям.

Необходимую подготовку и настройку оборудования для блокировки просроченных товаров на кассах, включая кассы самообслуживания, провели и в «Магните», рассказали «Известиям» в компании.

Справка «Известий»

Эксперимент по блокировке просроченной продукции проходил в России с 1 февраля по 1 августа 2023 года для отдельных видов молочной и табачной продукции, бутилированной питьевой и минеральной воды, пива и некоторых слабоалкогольных напитков. По итогам больше всего просрочки было выявлено в молочной продукции. В ноябре этого года премьер Михаил Мишустин подписал постановление, которым утвердил порядок и очередность блокировки просроченной и нелегальной продукции.

Так, с 1 апреля планируется запустить блокировку продажи нелегальной табачной продукции и пива в кегах (для пива в потребительской таре он заработает с 1 ноября). Затем такую меру начнут применять для молочной продукции и воды — с 1 мая механизм введут в крупных торговых сетях (более чем с 50 магазинами), а с 1 сентября — во всех остальных. Также предполагается, что с 1 ноября он заработает для парфюмерно-косметической продукции, БАДов, шин, обуви и продукции легпрома, с 1 февраля 2025 года — для безалкогольных напитков и соков.

— В 2023 году розничная сеть внедрила технологию проверки сроков годности молочных товаров, бутилированной воды во всех своих магазинах. Решение разработано IТ-специалистами розничной сети и позволяет мгновенно получать информацию из системы маркировки «Честный знак» о сроке годности товара при его сканировании на кассе и блокировать транзакцию, если продукция просрочена, — пояснили в пресс-службе «Магнита».

Там также отметили, что товары с истекшим сроком годности всегда утилизируются в соответствии с требованиями законодательства.

Готовность к введению блокировки подтвердил «Известиям» директор по взаимодействию с органами власти X5 Group Станислав Богданов.

— Компания уже внедрила на кассы ряда магазинов решение, технически запрещающее продавать маркируемую пищевую и табачную продукцию неизвестного происхождения или с истекшим сроком годности. Оно призвано защитить потребителя от покупки некачественного продукта и полностью исключает фактор человеческой ошибки при продаже, — подчеркнул он.

Представитель бизнеса пояснил, что магазины оснащены современными механизмами для всестороннего контроля качества: это и многочисленные проверки характеристик и сроков годности товара, и контроль со стороны работников магазина, а также применение систем автоматизированного учета.

В пресс-службе «О’Кей» «Известиям» сообщили, что еще в июле 2023 года завершили внедрение нового технического процесса на всех кассах и уже начали блокировать такие товары.

— Запрашиваем в Государственной информационной системе мониторинга оборота товаров (ГИС МТ) срок годности и статус по каждому коду маркировки молочной продукции перед продажей. Касса сопоставляет текущую дату и блокирует продажу, если срок годности не в нормативе или статус кода маркировки не «в обороте», — пояснили в компании.

Там отметили, что положительно относятся к запуску процесса отслеживания сроков годности товара. При этом работоспособность этой системы зависит не только от усилий на стороне ритейлеров, но и от маркировок производителей (насколько стандартизированы и считываются сроки годности и т.п.), и от работоспособности и функциональности IТ-системы стороннего для оператора.

Необходима скоординированная работа и отлаженная IТ-инфраструктура всех участников процесса — от маркировки на товаре, наносимой производителем, до считывания и обработки данных на кассе магазинов IТ-системой внешнего оператора данных, подчеркнули в компании.

В «О’Кей» сообщили, что весь товар с истекшим сроком годности подлежит списанию с выводом кода маркировки из оборота в ГИС МТ и последующей утилизации в магазинах.

«Известия» также направили запросы другим крупным ритейлерам, в числе которых «Ашан», «Метро», «Глобус», «ВкусВилл».

Блокировка хорошо, но нюансов немало

Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев сообщил «Известиям», что предупреждение продажи товаров с нарушениями или отклонениями — крайне важная деятельность, которую члены ассоциации проводят не только по маркированным позициям.

— Действительно, лидеры рынка уже в 2023 году запустили технологию блокировки товаров с истекшим сроком годности на кассе. Вместе с тем реализация этого проекта в масштабе отрасли предполагает длительное тестирование оборудования и его адаптацию к другим системам, — обратили внимание в объединении.

Там отметили, что только у компаний – членов АКОРТ около 250 тыс. касс, а порядка 60% чеков содержат товары, которые планируется проверять с помощью такого программного решения.

— Поэтому крайне важно учесть все нюансы товародвижения, хранения и контроля продукции, детально отработать механизм запрета, чтобы не создать искусственные ограничения оборота товаров. Тестовый период уже показал, что таких нюансов немало, но ритейл готов продолжать эту работу, — отметили в АКОРТ.

В пресс-службе Минпромторга «Известиям» сообщили, что министерство на постоянной основе ведет мониторинг готовности разработчиков ПО и торговых организаций к внедрению запрета продажи товаров на кассе на основании данных из информационной системы маркировки.

«Напомним, что работа данного механизма основана на использовании ряда критериев, на базе которых принимается решение о возможности продажи конкретной единицы маркированной продукции. По ряду таких критериев проверки товаров при продаже на кассе станут обязательными только с 1 апреля 2024 года. Для целей подготовки всех заинтересованных участников к новым требованиям разработаны и утверждены соответствующие регламент и план мероприятий подготовки к внедрению указанного запрета», — пояснили в пресс-службе Минпромторга.

Там также сообщили, что по результатам мониторинга технической и организационной готовности представителей розничной торговли можно отметить, что большинство критериев уже внедрены и тестируются на площадках крупнейших игроков ритейла.

«Готовность основных разработчиков верхнеуровнего кассового программного обеспечения («1С», «Штрих-М», «Атол», «Эвотор», «Контур», «Дримкас», «Тензор») к использованию функционала запрета продажи товаров на кассе соответствует высокой степени: большинство компаний уже разработали указанный функционал, а остальные завершат его разработку до 1 марта», — пояснили в министерстве, отметив, что динамика проведения тестирований оценивается в целом на положительном уровне.

В компании Атол, с помощью ПО которой совершается почти 40% покупок в России, напротив, сложностей с использованием оборудования не видят. Там уверены, что механизм электронной блокировки значительно упростит процесс контроля за качеством и сроками годности товаров в розничной сфере.

— Наше программное обеспечение готово к введению механизма разрешительного режима продаж просроченных товаров. Внедрение такого ПО значительно упростит процесс контроля за качеством и сроками годности товаров в розничной сфере, — сообщил «Известиям» замгендиректора Игорь Вааг.

В Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор государственной системы маркировки «Честный знак») «Известиям» сообщили, что эксперимент по введению блокировки показал снижение продаж просроченной продукции в магазинах практически до нуля.

— Всего по стране число продаж маркированной продукции, по которой были выявлены несоответствия, в том числе по срокам годности, за период проведения добровольного эксперимента снизилось с более чем 10 млн единиц продукции на начало года до 4,64 млн по итогам октября 2023-го, — пояснили в пресс-службе организации.

Там отметили, что механизм блокировки будет реализован во всех магазинах, которые будут продавать маркированные товары — табачную и молочную продукции, бутилированную воду, пиво, безалкогольные напитки, БАДы, обувь, фототехнику, шины, парфюмерию, одежду и антисептики.

В ЦРПТ не исключают, что в дальнейшем группа товаров будет расширена, однако решение о включении в этот механизм других продуктов будет принимать правительство.

Читайте также
Прямой эфир