Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Путин поздравил и поблагодарил бойцов ВС РФ за полный разгром ВСУ в Курской области
Мир
Папу римского Франциска похоронили в базилике Санта-Мария-Маджоре
Наука и техника
Глава «Роскосмоса» проведет переговоры с главами космических агентств БРИКС
Армия
Операция по освобождению Курской области от ВСУ завершена
Мир
В Совфеде указали на вечную зависимость ФРГ от США
Политика
Путин сообщил о готовности РФ к переговорам с Киевом без предварительных условий
Спорт
Дегтярев принял участие в открытии легкоатлетической эстафеты в Ульяновской области
Армия
Остатки подразделений ВСУ выдавлены из Курской области за пределы госграницы РФ
Мир
Ким Чен Ын спустил на воду эсминец для борьбы с «империалистическими пиратами»
Мир
В Индии сообщили о новой перестрелке на границе с Пакистаном
Мир
McDonald’s подал заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака в РФ
Мир
СМИ сообщили о готовности США помочь «коалиции желающих» по Украине
Общество
Верховный суд разрешил ножи для самообороны и защиты детей против группы лиц
Армия
Силы ПВО уничтожили еще один украинский БПЛА над Крымом
Спорт
«Динамо» сыграло вничью с «Зенитом» со счетом 1:1 в 26-м туре РПЛ
Мир
В посольстве РФ в Вашингтоне прошел «Диктант Победы»
Мир
Bloomberg узнало о сокращении США помощи Киеву в сфере кибербезопасности

Домашние хлопоты

Эксперт рынка ЖКХ Татьяна Середенкова — о том, как должны измениться управляющие компании и отношение жильцов к ним
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

По данным Мосжилинспекции, в декабре 2023 года более чем в 80 московских домах к работе приступили новые управляющие компании. И в 75% случаев это стало решением собственников о смене прежней УК. Недовольство жителей конкретными управляющими компаниями и сферой ЖКХ в целом — очевидный тренд. Почему в России именно эта сфера услуг находится в удручающем состоянии, в то время как другие сервисы, такие как такси, рестораны, доставка продуктов и т.п., развиваются с бешеной скоростью?

В анамнезе у современных управляющих компаний действительно целый букет заболеваний: плохая репутация всей сферы ЖКХ, кадровый голод, слабый менеджмент и дефицит бюджета. Однако стоит признать, что неустанно растущий и развивающийся рынок недвижимости не может позволить этим компаниям долго стагнировать.

Уже сейчас жители ЖК могут следить за всеми процессами онлайн, заказывать услуги и участвовать в распределении средств. Операторы недвижимости постепенно становятся полноценным помощником в ежедневной рутине: принимают ваши доставки, ремонтируют и убирают, выносят мусор, относят вещи в химчистку, гуляют с питомцами.

Но репутация рынка управления жилой недвижимостью сильно испорчена. Вокруг работы УК существует множество мифов — например, что они воруют деньги, перечисляемые на капитальный ремонт. По мнению жителей, их средства, которые должны идти на поддержание инженерных систем и чистоты в домах, оседают в карманах директоров. И это говорит в первую очередь о том, что операторам не хватает прозрачности и навыка коммуникации с жителями.

Одним из основных решений для реформирования работы ЖКХ становится цифровизация управления домом. Мобильное приложение дает жителям возможность дистанционной коммуникации с управляющей компанией: они могут получать и оплачивать квитанции в электронном приложении, вызвать сантехника или ремонтника. А управляющие компании могут автоматизировать сбор дебиторской задолженности, когда в случае формирования долга жителю будут приходить уведомления в приложении и SMS-сообщения.

Цифровизация важна для повышения скорости внутренних процессов и для прозрачности бизнеса. Управляющие компании должны сдавать годовую отчетность в публичное пространство для жителей раз в год, в I квартале. Цифровизация позволяет выложить всю отчетность постатейно и рассказать, на что пошли деньги, — это стимулирует жителей погасить задолженность, люди видят, на что идут их взносы.

Наконец, оплатить услуги ЖКХ должно быть просто, понятно и удобно. После того как счет выставлен, на телефон приходит уведомление о квитанции. Дальше у жителей должно быть множество вариантов оплатить ее: в приложении дома, через банковские приложения или непосредственно на ресепшен дома — клиентам важна интеграция этой услуги со всеми возможными платформами.

Такой подход требует привлечения на работу в управляющие компании совсем нового типа сотрудников и обучение их в том числе клиентскому сервису и взаимодействию с жильцами. Это отдельная боль всей отрасли — найти людей, способных оперативно решать проблемы и вежливо общаться с клиентами. Кому нужно приложение, в котором можно вызвать сантехника, если он третий день не выходит на работу?

Именно необходимость привлечения новых специалистов и кадровый голод — одна из преград для развития отрасли. Очень сложно привлечь в ЖКХ перспективных молодых людей, потому что сама по себе эта сфера кажется им неперспективной, непрестижной, которая ничего их будущему не сулит. Помимо плохой репутации отрасли, мешает отсутствие высоких зарплат — бизнес по управлению жилыми домами очень хлопотный, но низкомаржинальный. В итоге операторы оказываются в ловушке: с одной стороны, клиенты хотят «ЖКХ с человеческим лицом», с другой — для привлечения новых работников нужно нарастить зарплатный фонд, а следовательно, увеличить взносы со стороны жильцов, и многие к этому не готовы.

Жители хотят, чтобы их обслуживали классные, крутые профессионалы, специалисты с идеей сервиса, но при этом платить им соответствующие зарплаты не готовы. Получается, что еще одна проблема этой сферы заключается в том, что управляющие компании пока не умеют правильно продавать жителям свои услуги как ценность, а жители дома воспринимают работу управляющих компаний как должное. Нет культуры потребления этого продукта, потому что на рынке он не сформирован. Сфера ЖКХ сейчас находится в стадии осознания, что это должен быть отдельный сервис со своим позиционированием и необходимо продавать его ценность.

В целом стоит отметить два направления работы. Во-первых, поиск нужных специалистов из вузов и стажировка их в современных управляющих компаниях. Во-вторых, развитие новых методов коммуникации с жителями — необходимо делать их участниками процесса управления своим домом и рассказывать им о результатах работы.

Автор — генеральный директор управляющей компании Level Group

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир