Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Расчеты гаубиц Д-30 уничтожили транспорт ВСУ в приграничных районах Курской области
Мир
Келин заявил об отсутствии у России стремления вновь стать частью G8
Общество
Более 270 человек эвакуировали в Аше Челябинской области после подтоплений домов
Мир
Уиткофф назначил обсуждение деталей прекращения огня на Украине на 23 марта
Армия
Силы ПВО уничтожили 57 БПЛА ВСУ над регионами России за ночь
Мир
Национальный архив США опубликовал документы об убийстве президента Кеннеди
Мир
В краже золотого унитаза из поместья Черчилля признали виновными двух человек
Общество
В Архангельском районе Башкирии из-за паводка введен режим ЧС
Армия
Минобороны показало кадры работы ТОС-1А «Солнцепек» по позициям ВСУ
Спорт
Панарин стал девятым лучшим бомбардиром в НХЛ среди россиян
Происшествия
Количество раненых при обстреле Горловки со стороны ВСУ возросло до 11
Мир
СМИ узнали о переговорах Британии и ЕС об ускорении поставок оружия на Украину
Общество
Эвакуированные жители Суджи рассказали о жизни под оккупацией ВСУ
Политика
Для отслуживших срочников хотят исключить испытательный срок при трудоустройстве на работу
Мир
Вучич назвал переговоры между РФ и США признаком разрядки обстановки в мире
Мир
Экс-аналитик ЦРУ прокомментировал телефонный разговор Путина и Трампа
Спорт
Хоккейный агент Мильштейн назвал матч КХЛ и НХЛ праздником для болельщиков
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Протест польских дальнобойщиков расширяется: теперь грузоперевозчики угрожают заблокировать все КПП с Украиной до выполнения их требований. Ситуация на границе складывается критическая, там стоят сотни грузовиков, польские работники требуют отменить льготы, предоставленные Киеву и спровоцировавшие падение цен на услуги грузоперевозок. Ситуация развивается на фоне неопределенности в польской политике, однако вряд ли она сильно изменится после прихода к власти Дональда Туска, считают эксперты. О том, что происходит на польско-украинской границе, — читайте в материале «Известий».

Заблокировать оставшееся

Ситуация на польско-украинской границе продолжает деградировать: уже несколько недель заблокированы КПП «Ягодин – Дорогуск», «Карковец – Корчева» и «Рава-Русская – Гребенное», с прошлой недели временно блокируется четвертый пункт «Медика – Шегини», а с этой недели блокада последнего может стать круглосуточной, предупреждали на Украине.

Тем временем протестующие грузоперевозчики в Польше грозят перекрыть вообще все КПП на границе с Украиной. «Мы будем усиливать наши протестные действия и не пропускать [грузовые] автомашины с Украины на всех пограничных переездах в Польшу», — цитирует телеканал Polsat представителя польского комитета защиты перевозчиков и работодателей в сфере транспорта Адама Издебского.

Польские дальнобойщики требуют отменить льготы, предоставленные Евросоюзом Киеву после начала российской спецоперации, которые фактически установили для украинских водителей «безвиз» по Европе. Это привело к снижению цен на услуги грузоперевозок. В частности, протестующие требуют восстановить систему разрешений для украинских коммерческих перевозчиков, а также приостановить действие лицензий компаний, которые были основаны после февраля 2022 года.

ожидание

Грузовики ждут пересечения украинско-польской границы на КПП «Рава-Русская»

Фото: REUTERS/Roman Baluk

Погранпереезды блокируются с 6 ноября, и ситуация на границе складывается критическая: в очередях погибли уже два украинских водителя. Польские дальнобойщики перегородили подъездные пути к КПП своими транспортными средствами и пропускают через пункт только легковые автомобили, а также, как заявляется, грузы гуманитарного и военного назначения. Грузовики проезжают по одному в час.

Только на КПП в Медике очередь из грузовиков растянулась на 30 км, время ожидания в пробке достигает 127 часов. Ситуация осложняется минусовыми температурами, установившимися в регионе: водители жалуются, что вынуждены оставлять двигатели включенными, а потому растет и расход топлива.

При этом, если блокирование КПП — и без того достаточно чувствительная для Киева тема, поскольку Польша сегодня стала для Украины крупнейшим транспортно-логистическим хабом для поддержания ее экспорта и импорта, то закрытие переезда «Медика – Шегини» может стать более существенной проблемой. Именно этот пункт пропуска в прошлом году был одной из главных точек, через которую выезжали украинские беженцы, направлявшиеся в Польшу и другие страны ЕС.

Кроме того, этот КПП находится неподалеку от города Жешув, ставшего крупным транзитным узлом для транспортировки военной и гуманитарной помощи на Украину. И хотя польская сторона утверждает, что грузы военного назначения не блокируются, украинские СМИ пишут, что «топливо, беспилотники, тепловизоры, товары медицинского назначения и гуманитарная помощь не могут быть доставлены на Украину из-за протестов польских перевозчиков на контрольно-пропускных пунктах».

протест

Польские грузовики блокируют переход на украинской границе возле села Гребенне

Фото: REUTERS/Yan Dobronosov

Украинские эксперты подсчитали, что прямые потери экономики страны из-за заблокированных пунктов пропуска уже превысили €400 млн. При этом косвенные потери в виде штрафов и неустоек за сорванные контракты могут измеряться миллиардами евро.

Киев уже начал собирать данные для эвакуации водителей, застрявших на границе с Польшей. «У нас кончилось время на обсуждение компромиссов. Сейчас наши водители при минусовой температуре страдают от действий нескольких людей, заблокировавших границу при согласии местных властей. Будем вывозить всех, кто изъявит желание», — написал замминистра инфраструктуры Украины Сергей Деркач в Facebook (соцсеть запрещена в России, принадлежит признанной в РФ экстремистской корпорации Meta).

Протест без правительства

Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что сложности на границе возникают «из-за некоторых политических шагов» польского руководства. При этом в настоящий момент в самой Польше сохраняется элемент политической неопределенности. После того как партия «Право и справедливость», находившаяся у власти последние несколько лет, не набрала большинства, необходимого для формирования правительства, президент Анджей Дуда всё равно привел к присяге Матеуша Моравецкого, занимавшего пост премьер-министра страны, чтобы тот сформировал кабинет министров.

Справка «Известий»

Вечером 27 ноября представитель партии «Право и справедливость» Матеуш Моравецкий представил президенту Польши состав нового кабинета министров. В него вошли 18 министров, 10 из которых — женщины.

Польские СМИ сообщают, что пост главы МИД достался Шимону Шинковский-вель-Сенку, министром обороны остался Мариуш Блащак, МВД возглавил Павел Шефернакер.

Теперь новый состав правительства должен пройти утверждение в сейме (нижней палате)парламента страны, где большинство имеет оппозиционная «Гражданская коалиция» и партнеры. Наблюдатели полагают, что в конечном итоге правительство Польши сформирует Дональд Туск.

В настоящее время, полагают эксперты, у «Права и справедливости» практически нет шансов заручиться поддержкой большинства сейма (польского парламента) и, вероятнее всего, кресло премьер-министра Польши займет Дональд Туск, который сформирует правительство, опираясь на Гражданскую коалицию. В этих условиях мало у кого во власти возникает желание брать на себя ответственность за какие-то жесткие действия по отношению к собственным гражданам.

Польские дальнобойщики жгут дрова, чтобы согреться, блокируя переходы на украинской границе

Фото: REUTERS/Yan Dobronosov

Однако вряд ли стоит ожидать изменения позиции официальной Варшавы и после назначения нового правительства. Даже если его возглавит Дональд Туск, куда более тепло относящийся к Европейскому союзу, нежели консерваторы из «Права и справедливости».

Да и после того как будет сформировано новое правительство, высок шанс, что в ситуацию с протестами кабмин вмешиваться не будет, считает доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.

В новое польское правительство войдет отстаивающая интересы дальнобойщиков Польская крестьянская партия. Кроме того, внутри Гражданской коалиции есть агроуния. Польские левые в значительной степени связаны с профсоюзами, в том числе профсоюзами дальнобойщиков — а их в Польше очень много, — говорит эксперт «Известиям».

Как пишет Financial Times, Польша обладает самым большим парком грузовиков в Евросоюзе, а потому ситуацию с блокировкой КПП, а также более ранний спор вокруг украинского экспорта зерновых можно рассматривать как предвестник тяжелых переговоров, которые ждут Украину на пути обсуждения дальнейших планов Киева по вступлению в ЕС.

украинские грузовики

Украинские грузовики припаркованы возле польско-украинской границы

Фото: REUTERS/Yan Dobronosov

В Евросоюзе называют противостояние на польско-украинской границе очень тяжелым, однако вмешиваться в ситуацию, судя по всему, не собираются. Еще ранее в ЕС дали понять, что любое повторное введение разрешений или квот на автомобильные перевозки с территории Украины юридически невозможно, так как это нарушило бы действующее соглашение между Евросоюзом и Киевом. «Наша задача — содействовать дискуссии между Польшей и Украиной», — сказал на прошлой неделе представитель Еврокомиссии Адальберт Янз.

Вместе с тем вся эта совокупность факторов не должна подталкивать к мысли, что Польша перестанет поддерживать Украину в ее противостоянии с Россией, полагает Вадим Трухачев.

Для Польши Россия — это большое зло, а Украина с ее национализмом, зерном и прочими проблемами — это малое зло. И ради помощи малому злу против большого Варшава всё равно будет поддерживать Киев. Другое дело, что она не будет это делать в ущерб собственным гражданам, — считает он.

Поэтому логично ожидать, что диалог Польши и Украины будет деградировать, однако, уверен Трухачев, «отношения Украины будут ухудшаться со всеми европейскими странами». Но в подходе стран ЕС к Москве изменения вряд ли будут.

Читайте также
Прямой эфир