Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск умер в возрасте 88 лет
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

Энергия «Бурана»

Историк космонавтики Павел Гайдук — об одном из самых масштабных и неоднозначных запусков в истории нашей страны
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

35 лет назад состоялось одного из самых грандиозных и неоднозначных проектов в истории отечественной космонавтки – первый и единственный полет многоразовой транспортной космической системы (МТКС) «Энергия-Буран». К сожалению, после первого запуска программа по политическим причинам была заморожена. Тем не менее она стала одним из самых масштабных научно-технических проектов в истории нашей страны.

Для ее успешного воплощения объединили усилия 1286 предприятий и организаций из 86 министерств и ведомств страны. Всего в создании МТКС было задействовано более 2,5 млн человек. Причем более 1 млн из них были заняты непосредственно системой «Энергия-Буран». Программа показала, что отрасль способна создавать проекты, сопоставимые по сложности с миссиями на Луну.

Буран

Малоизвестно, что полет МТКС мог не состояться. Дело в том, что метеорологическая служба передала председателю Государственной комиссии доклад с прогнозом «штормовое предупреждение». Но специалисты были уверены, что ни для запуска системы, ни для посадки «Бурана» нет никакой угрозы. В итоге 15 ноября 1988 года в 06:00 по московскому времени МТКС стартовала с Земли, а через восемь минут космический корабль оторвался от ракеты-носителя «Энергия» и начал свое самостоятельное путешествие. Всего полет «Бурана» занял 205 минут. За это время он совершил два витка вокруг нашей планеты.

В 8:20 корабль приступил к снижению. Согласно циклограмме полета, в 08:53, когда «Буран» вошел в атмосферу, связь с ним была потеряна, так как раскаленная плазма, окружившая аппарат, не пропускала радиосигналы и телеметрию. Однако через 18 минут связь с кораблем была восстановлена, и вскоре он совершил благополучную посадку на аэродроме Юбилейный (Байконур).

Бесспорно, программа стала важным этапом в развитии отечественной промышленности. Она объединила в себе весь накопленный к тому времени опыт создания космических и авиационных аппаратов и в результате многолетней напряженной работы позволила создать принципиально новый аппарат с уникальными параметрами.

В частности, при собственной массе орбитального корабля в 105 т «Буран» в своем грузовом отсеке объ­емом около 350 кубометров мог доставлять на ор­биту дополнительно к своему весу около 30 т полезного груза и спускать из космоса на Землю порядка 20 т, что превышало показатели анало­гичной американской МТКС Space Shuttle.

Кстати, были в проекте и недостатки. Например, сверхтяжелая ракета «Энергия» значительно удорожала запуски. Поэтому в перспективе разработчики предполагали использовать боковые блоки ракеты-носителя повторно, но эти планы реализовать не удалось. В результате «Энергию» запустили в космос лишь дважды. Первый раз — в 1987 году с аппаратом «Скиф-ДМ», второй — с «Бураном».

В целом разработка и строительство многоразового космического аппарата «Буран» придали мощный импульс многим отечественным высокотехнологичным отраслям. Таким как электроника, материаловедение, создание компонентной базы и другим.

В том числе значимым наследием программы МТКС стал самый мощный в мировой истории жидкостный ракетный двигатель РД-170. Его вариации до сих пор используют в составе семейства ракет-носителей «Ангара». Кроме того, их долгое время применяли в качестве маршевой силовой установки для первых ступеней на носителях Atlas 5 и Antares. Также технические наработки, созданные в ходе проекта, нашли свое отражение в современной космической программе России.

Резюмируя, можно отметить, что 205 минут «Бурана» — это событие, которое и по сей день разделяет отечественных любителей космонавтики на разные лагеря. Одни считают, что проект был слишком дорог и не имел практического применения. Вторые — что МТКС является вершиной развития отечественной космонавтики, а применение ему рано или поздно нашлось. Третьи уверены, что «Буран» положил конец холодной войне. Однако совершенно очевидно, что «Буран» обогнал свое время и в каком-то смысле стал его символом. Мемориальный музей космонавтики посвятил системе «Энергия-Буран» виртуальную выставку.

Автор — заместитель заведующего отделом научной популяризации московского Музея космонавтики

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир