Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Песков осмотрел call-центр для приема звонков на прямую линию с Путиным
Происшествия
Пожар в Троице-Сергиевой лавре полностью потушен
Общество
Седокова взяла на себя финансовые расходы похорон бывшего мужа
Мир
В Кремле заявили об отсутствии предпосылок для изменения отношений РФ и ЕС при Трампе
Мир
В столице Никарагуа заработал первый банкомат для карт «Мир»
Происшествия
Пенсионер в Москве отдал 900 тыс. рублей обещавшим наследство из Того мошенникам
Мир
Генсек НАТО подтвердил проведение мини-саммита по Украине
Общество
В трех районах Сочи введут режим ЧС после схода оползня
Спорт
Овечкин может сыграть впервые после травмы до перерыва на Рождество в НХЛ
Общество
Мишустин принял участие в акции «Елка желаний»
Авто
Changan объяснила уход трех кроссоверов с рынка России
Общество
В Ростове-на-Дону возбудили дело о теракте после поджога подростками электровоза
Мир
В США назвали провальной программу создания истребителей F-35
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил об уничтожении еще двух БПЛА над регионом
Мир
Маск назвал преступлением проект временного бюджета США
Общество
Сергей Безруков получил премию «Легенды Тавриды»
Армия
Российские десантники рассказали об освобождении микрорайона Новый Часова Яра
Политика
В МИД РФ выступили против блокады Кубы со стороны США
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В триквеле всё то же, что и раньше: берега, моря, пустыни, голос за кадром — ветеран Дэвид Аттенборо. За годы после выхода второго сезона конкуренты выпустили ряд своих аналогичных релизов, но «Планета» ВВС опять впереди планеты всей по качеству (и дороговизне) съемок и числу уникальных материалов. Главное нововведение — «зеленая» повестка и призыв бороться с климатическими изменениями. «Известия» посмотрели первые эпизоды вышедшего 4 ноября шоу.

По знакомой формуле

«Планета Земля III» следует проверенной формуле. Каждый часовой эпизод посвящен отдельной природной зоне: берега, моря, пустыни, пресноводные водоемы, леса, экстремальные зоны. По такой же схеме создавались две предыдущих «Планеты». Как обычно, проект поражает своим масштабом и качеством: видеоматериалы собирали в течение пяти лет на территории 43 стран, поэтому представленное биоразнообразие действительно впечатляет.

Местами сериал напоминает боевик, в котором актеры — дикие животные. Уже в первом эпизоде зрителям показывают, как акулы охотятся на тюленей: те уклоняются от челюстей в последний момент и, собравшись в стаю, прогоняют хищника за счет численного превосходства. Видеоряд сопровождается динамичной музыкой, которую можно было бы услышать в каком-нибудь «Джоне Уике».

Из главных нововведений — «зеленая» повестка. Если раньше мини-сериал фокусировался исключительно на животных и их поведении, то теперь Дэвид Аттенборо рассказывает, как дикие жители Земли адаптируются к стремительно меняющимся (иногда не в лучшую сторону) условиям. Кому-то повезло больше: в Намибии пустынные львы впервые за 40 лет вернулись на берег моря, чтобы охотиться на местных птиц. Большие кошки находятся под охраной и теперь расширяют свои владения. Другие остались в проигрыше. Фламинго в Мексике сталкиваются с жестокими сезонными ливнями, которые приходят в регион раньше из-за изменений климата. Из-за этого у птиц нарушается гнездование. Хуже всего пришлось морским черепахам на австралийском острове Рейн — приливы стали сильнее, размыли песок и оголили скалы. Рептилиям трудно пересечь каменную преграду, и многие гибнут от жары, так и не оставив потомства. Эти тяжелые кадры тоже представлены в сериале.

кадр из фильма «Планета Земля»
Фото: BBC

Для съемок теперь активно используются дроны, и с их помощью операторы делают уникальные кадры, которые еще десяток лет назад были невозможными. Разрешение объективов стало выше, что позволяет делать качественную макросъемку: например, подробно показано, как морской ангел расправляется с улиткой-бабочкой. Зрители даже могут увидеть, как кусочки жертвы попадают в желудок к причудливому полупрозрачному беспозвоночному.

Путеводителем для аудитории в третьей «Планете» вновь стал телеведущий и натуралист Дэвид Аттенборо, который даже в 97 лет продолжает рассказывать о животных. За рубежом среди поклонников документальных фильмов и сериалов о природе Аттенборо считается настоящей легендой, как для нас — Николай Дроздов. Двух коллег объединяет не только сфера профессиональных интересов — именно Дроздов дублировал для России самый первый проект из этой серии в 2006 году. Специалисты давно и близко знакомы.

Автором музыки для новой «Планеты» вновь стал обладатель двух «Оскаров» за «Лучший саундтрек» Ханс Циммер. Всемирно известный немецкий композитор в представлении не нуждается, он же писал саундтрек к предыдущей части серии 2016 года.

«Планета Земля II» получила несколько престижных наград и номинаций, в числе которых две «Эмми» и премия BAFTA. Новинка от BBC тоже обещает стать хитом: рейтинг мини-сериала на агрегаторе Rotten Tomatoes — 100% у критиков и широкой аудитории, на IMDb оценка тоже высокая — 9,6 баллов из 10. При этом аналогичные релизы от конкурентов встретили более прохладно.

Что сделали конкуренты

Пока основные конкуренты «Планеты» — документальные проекты о природе на Netflix. Наиболее громкими и популярными релизами стриминговой платформы о природе стали «Инопланетные миры» (вышли в декабре 2020 года) и «Жизнь на нашей планете» с Морганом Фрименом (вышел 25 октября 2023 года).

Последний сериал зрители и критики встретили сдержано: если исключить очевидное заимствование названия у другого известного документального фильма «Дэвид Аттенборо: Жизнь на нашей планете» (2020), то получился сравнительно неплохой мини-сериал о биоразнообразии Земли, которое пережило несколько глобальных вымираний. Эта картина в хронологическом порядке исследует развитие видов, начиная от аномалокарисов (жутких и причудливых доисторических хищных «креветок»), заканчивая динозаврами, млекопитающими и природой наших дней. Но «Жизнь на нашей планете» обращается в прошлое Земли, и из этого следует основная проблема релиза: доисторические животные сделаны при помощи компьютерной графики. Такое решение казалось революционным в начале нулевых, когда вышли знаменитые «Прогулки с динозаврами», но теперь нарисованные на компьютерах звери не впечатляют и выглядят синтетично.

В пример можно привести сцену охоты смилодонов (саблезубые кошки) на «ужасную птицу» (от англ. Terror Bird) форорака. В проекте от Netflix окрас плотоядной птицы местами слишком яркий, а светотень на животных не совсем соответствует обстановке. Из-за этого звери сильно выделяются на фоне пейзажа. Сцены в доисторических морях выглядят чуть лучше — легкая мутность воды скрывает шероховатость моделей. «Планета Земля III» показывает реальные кадры, поэтому у зрителя не возникает ощущения фальшивости.

«Планета Земля III»
Фото: BBC

«Инопланетные миры» можно отнести к документалистике, но этот сериал ближе к научной фантастике и спекулятивной биологии. По духу релиз ближе к другому подобному проекту — «Дикий мир будущего» (2002). Суть «Инопланетных миров» — предположить, как бы выглядела жизнь на других планетах. Создатели опирались на законы физики и химии, а также вдохновлялись реальными животными Земли — так инопланетные экосистемы выглядели бы более правдоподобно. В «Инопланетных мирах» тоже используется компьютерная графика, но это можно понять — как еще изобразить несуществующее животное?

В первой серии рассказывают о планете, на которой плотность воздуха настолько высока, что один из травоядных видов проводит всю жизнь в небесах, а охотятся на них хищники, напоминающие воздушные шары. В другом эпизоде мир поделен на три зоны: одна сторона всегда повернута к солнцу и напоминает засушливую пустыню, другая — морозное царство вечной ночи. Одну и другую зону населяют мастера адаптации — пентаподы, внешне напоминающие что-то среднее между насекомым, морской звездой и крабом.

Основной недостаток «Инопланетных миров» — постоянные повторы одних и тех же сцен. Так как все внеземные экосистемы и животные созданы при помощи компьютерной графики, то сделать много подобных качественных эпизодов потребовало бы немалых денег. Другой минус — инопланетных зверей не так уж и много. Биоразнообразие «Инопланетных миров» даже близко не приближается к тому, что представили в «Планете Земля III».

В России тоже есть достойные документальные альтернативы: «Хозяин алтайских гор», «A lumine motus / Меня приводит в движение свет», «Дикие и свободные». Многие из них фокусируются на какой-то конкретной тематике и не охватывают десятки стран, но это нельзя назвать минусом: более узкая направленность позволяет подробнее рассказать об отдельном виде или сделать подачу материала более уникальной. «A lumine motus», например, отправляет зрителей в микромир насекомых, цветов и других небольших животных, и всё это происходит под естественные звуки природы и редкую музыку.

Читайте также
Прямой эфир