Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Европарламенте назвали вторжение в Курскую область очередным провалом ВСУ
Общество
В России началась трехдневная рабочая неделя
Мир
Кандидат в президенты Румынии предложил остановить ввоз агропродукции с Украины
Мир
Путин поблагодарил бойцов КНДР за участие в разгроме ВСУ в Курской области
Спорт
Жулину запретили ехать в Пекин на отбор к Олимпиаде-2026 вместе с фигуристами
Общество
Сотрудники ФСБ задержали жителя Приморского края за сбор данных для ГУР Украины
Армия
Система «Купол Донбасса» сорвала 258 атак украинских беспилотников на ДНР
Спорт
Россиянка Александрова вышла в четвертый круг теннисного турнира WTA в Мадриде
Общество
Готовивший убийство главы предприятия ОПК в Удмуртии террорист осужден на 18 лет
Экономика
В новостройках Москвы сократилась доля квартир и апартаментов с полной отделкой
Армия
Средства ПВО за ночь перехватили 115 беспилотников ВСУ над пятью регионами РФ
Мир
Раненных при ударе по порту Йемена российских моряков перевезли на лечение в Сану
Спорт
Хет-трик Свечникова помог «Каролине» обыграть «Нью-Джерси» в матче Кубка Стэнли
Мир
WSJ узнала об объединении нескольких престижных университетов США против Трампа
Мир
СМИ узнали о погашении папой римским ипотеки макаронной фабрики в тюрьме
Общество
Синоптики спрогнозировали потепление до +12 градусов в Москве 28 апреля
Общество
В РФ подготовили план по выявлению трудоспособных неработающих россиян

Рабочие моменты

Эксперт в сфере образования Виктор Панин — об изменении правил перехода в 10-й класс и поступления в колледжи
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Модель перехода в 10-й класс и поступления в учреждения среднего профессионального образования пора менять. Она устарела и не отвечает современным требованиям, заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев на всероссийской встрече с родителями. Он отметил, что менять нужно и сам подход, и количество экзаменов при поступлении в колледжи и техникумы. По его словам, все эти новшества могут произойти уже в ближайшем будущем.

Действительно, система перехода из школы в систему среднего профобразования и вузы вызывает вопросы. Сегодня возможности попасть в вуз для простого среднестатистического школьника сужаются, и люди ищут другие пути и способы продолжить свое образование. Причем стараются сделать это так, чтобы двери вуза впоследствии не оказались для них закрыты.

Сегодня попасть в вуз, как это ни странно звучит, проще всего через систему среднего профобразования.

Проходные баллы в ведущих вузах довольно высокие, особенно в топовых, преодолеть этот порог способны не все. Поэтому многие реально оценивают свои шансы и уходят после девятого класса в систему СПО — вполне сознательно идут по другой образовательной траектории. Там и конкурс другой, и программы легче, и ЕГЭ сдавать не надо. По крайней мере, в отличие от вуза, его результаты не будут играть ключевую роль при поступлении.

В колледжах и техникумах немного другие условия, возможно ускоренное обучение, а затем и ускоренное получение высшего образования. Студенты получают рабочую специальность и дальше уже целенаправленно штурмуют вузы. И поступают порой намного легче, чем их сверстники после 11-го класса, потому что они не обязаны сдавать ЕГЭ, достаточно выдержать внутренние экзамены.

Все эти плюсы граждане довольно быстро раскусили. Многие даже успешные ученики школы стали рассматривать для себя такой, назовем его более легким, вариант.

В итоге произошел перекос — поступать в колледжи и техникумы стало слишком много людей. Качели качнулись в другую сторону — теперь не в сторону вузов, как это было раньше, а в сторону бывших ПТУ. Во многих десятых классах фактически недобор, учеников, в них учителям порой приходится буквально зазывать.

А многие не понимают, для чего им «просиживать штаны» еще два года. Сдавать ЕГЭ для многих значит — играть в рулетку с судьбой. Есть много примеров, когда отличники проваливают ЕГЭ из-за того, что во время экзамена что-то пошло не так. В итоге даже самые умные дети получают не те баллы, на которые рассчитывали.

В итоге они проучились два года, но не поступил в вуз и вынуждены идти всё в тот же техникум или колледж, который его сверстники, ушедшие из школы после девятого класса, в это время уже заканчивают. Это одна из причин, по которой не все выпускники хотят связываться с таким инструментом поступления, как единый госэкзамен.

Вторая причина перекоса — сегодня на всех уровнях власти много говорят о необходимости подготовки рабочих кадров, и люди делают вывод, что на рынке труда специалисты рабочих специальностей востребованы. И это тоже влияет на их выбор в пользу СПО.

Третья причина – бюджетные места. Практика и наши данные показывают, что в вузах становится больше коммерческих мест, они растут количественно, в то время как в бюджетном секторе происходит перераспределение мест с одних направлений на другие. В колледж же поступить проще.

Конечно, вся эта информация обсуждается в родительских кругах и в кругах старшеклассников, и они всё больше и больше связывают свою образовательную траекторию с системой среднего профобразования. У людей в этом смысле уже возникло «коридорное мышление»: если один «коридор» закрывается или сужается, надо идти по другому. И это не вина школьников и их родителей, просто таков порядок вещей.

Анзор Музаев прав еще вот в чем: прием в колледжи и техникумы по среднему баллу аттестата ученика не дает объективной картины его успехов. Средний балл — это как средняя температура по больнице. Поэтому колледжи тоже постепенно начинают поднимать планку: слишком много желающих воспользоваться этой возможностью.

Я думаю, что вся эта ситуация и привела к тому, что и чиновники задумались. Вероятно, Рособрнадзор совместно с Минпросветом решили эту слишком широко открытую дверку прикрыть. Ведь колледжей на всех не хватит.

Могу предположить, что изменения приведут к тому, что поступить в колледжи станет сложнее. Возможно, одного среднего балла аттестата будет уже недостаточно — абитуриентам придется сдавать экзамены. А планка перехода в десятый класс, наоборот, может опуститься. Такие меры помогут выровнять ситуацию. Но это пока лишь предположения.

Немного смущает, что все эти изменения в образовании происходят без учета серьезных экспертных мнений и широкого обсуждения. Реформа образования, которая всё еще продолжается, бросает нас из огня да в полымя. Народ иногда уже не знает, на что реагировать и куда бежать.

Хотелось бы четко понимать, какие именно изменения планируется внести. А пока это выглядит просто как протокол о намерениях.

Автор — председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир