На прошедшем 22 сентября заседании кабинет министров рассмотрел проект бюджета страны на предстоящую трехлетку, уделив отдельное внимание сложившейся ситуации в отечественной экономике. При этом подготовка к заседанию правительства велась под лейтмотив других обсуждаемых новостей, прежде всего роста цен на автомобильное топливо и ослабления рубля.
Оба этих фактора видятся, пожалуй, самыми актуальными рисками для экономики и создают дополнительное давление на экономический рост России. Поэтому решение правительства о введении запрета на экспорт топлива должно позволить оперативно устранить дисбалансы, возникшие на внутреннем рынке, и обеспечить ослабевание ценового давления. А активная инвестиционная политика государства создаст условия для развития экономики.
Вопреки всем негативным прогнозам, проект бюджета на 2024 год и плановый период 2025–2026 годов сохраняет высокие инвестиционные расходы и даже в сложных геополитических условиях ставит целью достижение экономического роста. На реализацию нацпроектов только в следующем году будет выделено порядка 2,8 трлн рублей. Это очень существенные деньги, тем более что за предстоящие три года еще 760 млрд рублей из бюджета будет направлено на различные инициативы социально-экономического развития.
Поддержка промышленности в бюджете до 2026 года заложена в размере почти 1 трлн рублей. Существенные государственные инвестиции заложены также на развитие инфраструктуры. В частности, на строительство дорог будет направлено за три следующих года порядка 3,5 трлн рублей государственных инвестиций.
Такая политика должна себя оправдать. Важно понимать, что трата государственных денег, может быть, и не сразу, но окупается и влечет за собой и инвестиции бизнеса. Министр экономики Максим Решетников отметил, что по итогам первого полугодия 2023 года рост инвестиций составил 7,6%, по итогам года ожидается 6%, а на период 2024–2026 годов прогнозируется рост в среднем до 3% в год.
Так что под словосочетанием «поддержка промышленности» читать нужно не «кабмин сорит деньгами или залатывает дыры в отраслях», а прежде всего — вкладывается в развитие сам (оставаясь главным инвестором) и мотивирует вкладываться частный бизнес. Вместе это приводит к накоплению промышленного потенциала страны на долгие годы вперед, повышает инфраструктурную обеспеченность.
Самыми проблемными зонами, ставящими под угрозу перспективы возможного экономического роста, остаются девальвация рубля и ситуация с топливом, без которого никакая экономика далеко не уедет. Нужно отдать должное: правительство вовремя заметило, что эти факторы стали оказывать серьезное давление на инфляцию в целом по стране и создавать риски для ценовой стабильности. Поэтому прямо сейчас предпринимается ряд шагов, направленных на устранение причин ускорения инфляции.
С одной стороны, налажены работа по поставке топлива на биржу и контроль над доставкой необходимых объемов до конечных потребителей (до аграриев и на АЗС). С другой стороны, введены временные ограничения на экспорт бензинов и дизеля, повышена пошлина для ограничения деятельности серых экспортеров. Следует ожидать, что такие шаги позволят устранить временно возникший дефицит топлива на внутреннем рынке и стабилизировать оптовые цены на бензин и дизель. При этом аграрии, более всего пострадавшие от волны серого экспорта топлива, смогут без лишних издержек и расходов завершить в поле уборочные работы.
Тут главное не пережать: чрезмерный избыток топлива на рынке может стать проблемой уже для российских нефтеперерабатывающих заводов, чьи интересы тоже надо учитывать.
Автор — доктор экономических наук, заведующий лабораторией структурных исследований ИПЭИ РАНХиГС
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора