Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 47 БПЛА над регионами России
Мир
Путин и Вучич 9 мая проведут переговоры в Москве
Мир
СМИ узнали о тревоге союзников США на фоне изменения внешней политики Трампа
Мир
В Германии предложили отменить пособия для украинских беженцев
Мир
The Daily Mail сообщила об эпидемии высокоинфекционной чесотки в Великобритании
Мир
В Братиславе прошел крупнейший антиправительственный митинг на 10 тыс. человек
Мир
CNN сообщил об экстренной разработке в США системы ПРО «Золотой купол»
Мир
Захарова раскритиковала визит посла Канады на Пискаревское кладбище
Армия
Потери ВСУ на курском направлении за сутки составили более 200 военных
Спорт
Канадец Ливо установил рекорд по числу голов за один регулярный чемпионат КХЛ
Мир
СМИ сообщили о желании Франции применить мощный торговый инструмент ЕС против США
Мир
В МИД РФ выразили обеспокоенность ростом числа участников учений НАТО в АТР
Мир
На Украине сообщили о захвате раскольниками храма УПЦ в Киевской области
Мир
В Молдавии сообщили о намерении властей установить слежку за гражданами
Мир
Politico сообщило о беспокойстве в ЕС из-за больших расходов Германии
Мир
Уиткофф назвал территории ключевой проблемой урегулирования конфликта на Украине
Интернет и технологии
В РКН сообщили о массированной DDoS-атаке на провайдер Lovit

Смена парадигмы

Аналитик ИМИ МГИМО Никита Липунов — о будущем международного сотрудничества в Арктике после выхода России из СБЕРа
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

18 сентября в истории международного сотрудничества в Арктике произошло знаковое событие: Россия заявила о выходе из Совета Баренцева/Евроарктического региона. Почему это важно для российской арктической политики и к чему это может привести?

Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) был основан Россией и странами Северной Европы в 1993 году как форум сотрудничества северных европейских регионов. Это происходило на фоне общего потепления в отношениях России и западных стран, когда разделительные линии эпохи холодной войны остались в прошлом — в том числе и в Арктике. В ту пору в регионе складывалась система открытого многостороннего международного сотрудничества, увенчавшаяся созданием Арктического совета в 1996 году.

В 2014 году на смену сезону «весна-лето» в арктической политике пришла «осень» — тогда было разорвано сотрудничество между Россией и западными странами в сфере безопасности. Постепенно Запад всё чаще переносил разногласия с Москвой на взаимодействие на Севере, и в марте 2022-го в регионе наступила «зима»: и СБЕР, и Арктический совет де-факто приостановили работу.

На протяжении почти 30 лет СБЕР служил полезным и эффективным форматом трансграничного взаимодействия и стал «историей успеха» в отношениях России и западных стран наравне с Арктическим советом. Работа СБЕРа способствовала поддержанию мира и стабильности на Севере, его устойчивому социально-экономическому развитию, защите окружающей среды, укреплению культурно-гуманитарных связей и контактов между людьми, включая представителей коренных народов. Успех закончился, когда в глазах западных стран всё это уступило по значимости ценностным противоречиям на глобальном уровне.

Конфронтация с Западом привела к переосмыслению Россией базовых установок внешней политики и ее региональных приоритетов, в том числе на Крайнем Севере. Если раньше сотрудничество в Арктике воспринималось Москвой как часть политики на западном направлении, то теперь ее подход стал более глобальным и менее западоцентричным. Новая парадигма арктической политики России уже нашла отражение во внешнеполитической доктрине. И пусть решение покинуть СБЕР — мера вынужденная, она вполне соответствует новому российскому подходу.

Выход из СБЕРа — логичный и закономерный этап постепенного демонтажа системы многостороннего международного сотрудничества в Арктике, который начался после февраля 2022 года по инициативе Запада. Решение России мотивировано тем, что финская сторона, которая последние два года председательствовала в Совете, не смогла обеспечить переход председательства к России — он должен был состояться в октябре. Фактически Хельсинки отказались передавать его Москве, тем самым грубо нарушив правила процедуры Совета.

Таким образом, выход России — это формализация того состояния, которое сложилось за последние полтора года. Сам Совет, по сути, не функционирует, и приграничное и межрегиональное сотрудничество между Россией и странами Северной Европы практически свернуто — хотя и продолжается между последними. В этом отношении «на земле» мало что изменится. Решением покинуть формат Москва не только формализует фактическое положение дел, но и посылает «бывшим партнерам» сигнал о том, что не потерпит нарушения своих прав.

Тем не менее выход России из СБЕРа — еще не точка в многостороннем сотрудничестве между арктическими странами, а скорее многоточие. Россия по-прежнему остается членом Арктического совета — главной международной площадки в регионе — и настроена на конструктивную работу там при соблюдении ее прав и учете интересов. СБЕР в этом плане — более локальная история с сильным влиянием ЕС, что придало ему более политизированный характер. Арктический совет — глобальный формат, который охватывает всех региональных и множество нерегиональных игроков, и в этом смысле у него больше перспектив на будущее.

Во-первых, Москва, как и другие арктические страны, заинтересована в том, чтобы сохранить Совет в качестве «ключевого регионального объединения, координирующего международную деятельность в регионе», что по-прежнему зафиксировано в Основах госполитики в Арктике. Во-вторых, на прошлой неделе всем членам Совета удалось согласовать новые правила процедуры, которые позволят возобновить деятельность всех его рабочих групп и одной экспертной группы, в том числе с участием России, что вызвано острой потребностью продолжить работу по климатическим вопросам. Это решение стало первым шагом на пути к нормализации работы Совета, и норвежские СМИ уже назвали его «светом в конце тоннеля».

В обозримой перспективе взаимодействие России с западными арктическими державами будет по-прежнему подчиняться логике глобальной конфронтации, и работа Арктического совета будет адаптироваться к ней. Москва тем временем продолжит воплощать новую парадигму арктической политики: привлекать к своим проектам нерегиональных партнеров — в первую очередь Китай и Индию — и продолжать развивать российскую Арктику, от которой во многом зависит ее благосостояние.

Автор — аналитик ИМИ МГИМО

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир