Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Госдепе заявили о серьезности намерений США по завершению конфликта на Украине
Мир
В постпредстве РФ в ЕС оценили возможность разблокировки российских активов
Мир
Лидер оппозиции Канады призвал Трампа не мешать выборам в стране
Экономика
Иностранные банки смогут пересмотреть решение об уходе из РФ
Происшествия
В результате обстрелов ВСУ в Запорожской области погиб мирный житель
Мир
В Конго зафиксировали новую вспышку заболеваемости холерой
Происшествия
ВСУ атаковали населенные пункты четырех районов Брянской области
Мир
Послание Трампа Макрону вызвало панику в Елисейском дворце
Мир
Индия закрыла с Францией сделку на $7,4 млрд по истребителям Rafale
Мир
В Камеруне экс-чемпион UFC Нганну на мотоцикле насмерть сбил девушку
Мир
Число жертв взрыва в иранском порту Шахид-Раджаи выросло до 70
Мир
Захарова указала на экстремизм Киева после одобрения Зеленским терактов в РФ
Спорт
Матчи турнира «Мастерс» в Мадриде прервали из-за сбоя в энергосистеме страны
Мир
Фетисов указал на провокации в отношении Овечкина со стороны украинцев в Канаде
Мир
Лут указала на готовность компаний РФ к совместным проектам в энергетике в Камбодже
Мир
Россия и Эфиопия подтвердили настрой на расширение сотрудничества
Мир
СМИ указали на требование США к Греции передать Украине системы ПВО Patriot

Точка невозврата

Директор по продукту VK Cloud Михаил Тутаев — о том, зачем бизнес переходит в облака
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В 1970-х появились первые персональные компьютеры. В 1980-х они стали мейнстримом, и бизнес активно перешел на них — многие операции проводились локально, а не на мейнфреймах. За прошедшие полвека история сделала виток, и персональная техника — смартфоны и ПК — активно общается с удаленными серверами, которые находятся в облаке. А сейчас туда перетекает и большинство операций бизнеса, ранее проводившихся исключительно на вычислительных мощностях внутри контура компании.

Так почему бизнес готов размещать свои решения на удаленной IT-инфраструктуре? Как текущая ситуация влияет на переход в облако и находится ли Россия в русле мировых тенденций?

Появление облачных сервисов относят к 2000-м годам. В долгосрочной перспективе сыграли роль развитие интернета, программного обеспечения и мощных вычислительных ресурсов. Сети позволяют быстро и эффективно переносить огромные объемы информации, программные компоненты ее распределяют и обрабатывают на мощном серверном оборудовании в соответствии с заданными правилами безопасности.

Традиционно причинами перехода в облако называют более гибкое управление расходами, то есть капитальные затраты на IT переводятся в операционные. Компания не вкладывается в собственную инфраструктуру, а получает вычислительные ресурсы «по нажатию кнопки». Причем платит только за время их использования. Это не просто экономия, но и возможность за пару минут получить инструменты и вычислительные ресурсы, чтобы быстро проверять гипотезы и запускать новые проекты буквально за один день.

Так как инфраструктуру строит облачный провайдер, клиенту не приходится заботиться о найме дефицитных IT-специалистов для ее проектирования и поддержки. Это позволяет компаниям уделять больше внимания своим ключевым бизнес-приоритетам и в конечном итоге повышает их конкурентоспособность.

Бизнес может получать в облаке инструменты для разработки решений или готовые сервисы: корпоративные мессенджеры, приложения для совместной работы и прочее. Теоретически преимущество от использования облачных сервисов очевидно. Но компаниям потребовались внешние стимулы, чтобы повсеместно начать их использовать.

В 2010-х годах в мире сформировались условия для массового перехода бизнеса на новые технологии. С одной стороны, достигли уровня зрелости публичные облачные платформы и сервисы миграции. С другой — появились инструменты, которые позволяли компаниям создавать облачные версии продуктов, например, для ERP-систем.

Потребность поддерживать оперативную связь с сотрудниками привела к применению облачных сервисов для создания мобильных рабочих мест. Пользователи получили возможность работать со смартфонов и планшетов, которые стали закупаться чаще, чем компьютеры. В результате в 2013 году аналитики Gartner отметили, что доступность публичных облаков сделала самыми быстрорастущими сервисы типа IaaS (Infrastructure-as-a-Service, инфраструктура как сервис).

В 2020 году причиной для продолжения роста популярности облачных сервисов стала пандемия Covid-19. Бизнесу пришлось спешно переводить в режим удаленного доступа B2B- и B2C-сервисы. Например, ритейл-компании благодаря облачным технологиям смогли запустить интернет-магазины и наладить логистику доставки в масштабах, на которые раньше даже не претендовали. И всё это происходило в сжатые сроки, так как невозможно попросить пандемию подождать. В итоге сервисы запускались очень оперативно — например, первый собственный интернет-сервис «Магнит-Аптеки» стартовал за 2,5 месяца.

В 2022 году влияние коронавируса ушло, а рынок облачных технологий по-прежнему рос. Попробовав их, компании оценили сильные и слабые стороны и продолжили использовать.

Тенденция на применение цифровых продуктов и работу распределенных команд привела к тому, что в 2023 году инвестиции в публичные облака в мире впервые превысят вложения в традиционную инфраструктуру. Под традиционной понимается аппаратно-программное обеспечение, которое может использовать виртуализацию, но не объединено в облако. Разница уже невелика: на IT-инфраструктуру для публичных облаков в 2022 году в мире затрачено $61 млрд, а на традиционную — $66,4 млрд, при этом инвестиции в облака растут в разы быстрее.

Отметим принципиальную разницу с событиями 2020 года. Тогда аналитики сообщали о превышении суммарных инвестиций в публичную и частную облачную инфраструктуру над традиционной (виртуализированной, но не облачной). Однако частные облака находятся в контуре компании, пусть и обладают оптимальными характеристиками по сравнению с традиционными IT.

В случае же с публичным облаком происходит коренная смена парадигмы. Компании соглашаются хранить и обрабатывать данные во внешней IT-инфраструктуре ради получения конкурентных преимуществ.

Пока российский облачный рынок хронологически несколько отстает от мирового, но стремительно его догоняет. Отечественные публичные облачные платформы появились на несколько лет позже — в конце 2010-х. В результате сейчас суммарный объем рынка услуг IaaS и PaaS в России по различным оценкам составляет около 0,5% от мирового, — в разы ниже по сравнению с общей долей российского IT-рынка в мировом.

Структура российского рынка показывает, что большой потенциал у услуг типа PaaS (Platform-as-a-Service, платформа как сервис), которые дают бизнесу преднастроенные инструменты для разработки и работы с данными. Сервисы, размещенные в облаке, запускаются за пару минут «по нажатию кнопки», что позволяет быстро приступить к разработке и не тратить время на администрирование ПО.

Пока в России на PaaS приходится в разы меньшая доля продаж, чем на IaaS. Но в мире они сопоставимы, думаю, тут есть потенциал для развития. Например, участники рынка сейчас отмечают тенденцию по переносу компаниями собственной разработки в облака. Там бизнес одновременно получает готовые инструменты для создания цифровых продуктов и мощности под их работу, а самое главное — облачные ресурсы под запрос в моменте. С выходом новых PaaS-сервисов можно ожидать дальнейшего роста этого сектора рынка.

Как показывают разные исследования, опасение за сохранность и доступность корпоративной информации и персональных данных — один из главных «блокеров» для перехода в облака в России. Технически этот барьер преодолим. На практике даже компании с жесткими требованиями к безопасности IT, например, финсектор и тяжелая промышленность, применяют облака и расширяют их долю в корпоративной IT-инфраструктуре.

Глобально опасения за сохранность данных решаются использованием облачных платформ с необходимым уровнем защиты. Например, в России есть провайдеры, которые подтвердили соответствие инфраструктуры требованиям регулятора по работе с персональными данными, согласно 152-ФЗ (закон «О персональных данных»). В процессе сертификации проверяется соблюдение правил информационной безопасности, и их нарушение грозит провайдеру потерей сертификата. Также есть облачные платформы, которые проверили инфраструктуру на соответствие требованиям для банковских операций, работы с платежными картами и т.п.

Что касается обеспечения надежности и доступности сервисов, облачные провайдеры нанимают высококлассных специалистов для администрирования и разработки сервисов в том числе с применением методологии DevSecOps, используют надежные ЦОДы и выполняют необходимые требования для обеспечения защищенности инфраструктуры.

Если компания хочет оставить чувствительную информацию в своем контуре, то может отдать в публичное облако только часть процессов. Например, разработку и тестирование продуктов, работу с обезличенными данными или шифровку хранимой информации. А часть процессов оставить на собственной инфраструктуре. Еще одна возможность — запустить частное облако (Private Cloud), которое позволяет получить преимущества облака во внутреннем контуре компании. Любой из этих подходов приобщает компании к облачным технологиям, которые позволяют ускорить цифровизацию бизнеса.

Традиционная IT-инфраструктура, безусловно, еще надолго останется с нами. Но, скорее всего, постепенно ее долю на рынке будут поглощать публичные и частные облака.

Не находятся ли текущие продажи облачных сервисов на пике? Вероятнее всего, рост их реализации продолжится — по данным опроса IDC, 75% компаний планируют сохранить или увеличить вложения в цифровую инфраструктуру: публичные облака, дата-центры и инфраструктуру класса Edge-computing. Наш мир переходит в облачную форму существования.

Автор — директор по продукту VK Cloud

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир