Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и дождь в Москве 2 мая
Мир
Рубио указал на необходимость усилий Европы для урегулирования на Украине
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Госдеп сообщил об отказе США от роли посредников в переговорах РФ и Украины
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Власти Китая заявили об оценке проведения переговоров с США по торговле
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Армия
Снайперы уничтожили более 50 дронов «Баба-яга» на красноармейском направлении
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Армия
Мотострелки ВС РФ уничтожили два бронеавтомобиля ВСУ в ДНР
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

Точка сопряжения

Экономист Станислав Ткаченко — о значении ВЭФ и приоритетах инвестиционной политики России на Дальнем Востоке
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

ВЭФ был инициирован Россией для политико-экономического сопровождения «поворота на Восток», объявленного в сентябре 2014 года. На всех заседаниях начиная с сентября 2015-го, в том числе на форуме 10–13 сентября 2023 года, в центре внимания оказались следующие темы:

— интеграция России в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона как наиболее быстроразвивающейся части глобальной экономики;

— расширение двусторонних торгово-экономических, культурных, образовательных, туристических и иных отношений России с Китаем, Японией, Кореей, Вьетнамом, а также другими региональными державами;

— развитие Дальнего Востока и Арктики, в том числе за счет наращивания объемов инвестиций со стороны зарубежных партнеров в нефтегазовую, химическую и горнорудную отрасли промышленности, в судостроение, туризм и сельское хозяйство;

— строительство или модернизация транспортно-логистической инфраструктуры, прежде всего для обслуживания растущих объемов грузов, перемещаемых по магистралям региона в направлении Китая и Монголии (сухопутная граница), а также в морские порты Приморского края, Хабаровского края, Магаданской области и Камчатского края.

Цель, реализуемая Россией при проведении ВЭФ, — утвердиться в качестве крупного игрока в АТР, использовать ресурсы международных отношений для ускорения развития регионов Арктики и Дальнего Востока. РФ сегодня испытывает негативные экономические последствия от имиджа «воюющего государства», из которого выводятся иностранные инвестиции и уезжают специалисты. Форум нынешнего года должен стать существенным шагом в формировании альтернативного имиджа России как «государства развития», открытого к партнерству с дружественными государствами.

Иностранные инвестиции составляют лишь часть потока капитала, преобразившего в течение предыдущего десятилетия восточные регионы страны. Приоритетами инвестиционной политики России на Дальнем Востоке выступают три сферы:

Транспорт и логистика. Санкционное цунами 2022 года Россия смогла нейтрализовать во многом благодаря достижениям своего поворота на Восток. В короткие сроки грузопотоки удалось переориентировать с портов Балтики и пограничных переходов со странами ЕС на морские и сухопутные терминалы в азиатской части страны. Показательно, что именно в 2022 году, впервые за много десятилетий, на границе с Китаем были пущены в эксплуатацию два новых моста: автомобильный в Благовещенске и железнодорожный в Нижнеленинском.

Без них экспортные и импортные грузы на миллионы тонн не смогли бы пересечь границу, обеспечивая связанность российского и мирового рынков в сложные для экономики первые месяцы СВО. Но уже достигнутые результаты — только первый шаг на пути развития транспортной инфраструктуры на восточных рубежах страны. В ближайшее десятилетие потребуются триллионы рублей инвестиций в портовое хозяйство, терминалы и склады, расширение сети железных и автомобильных дорог. Для Северного морского пути предстоит построить новые ледоколы и суда ледового класса, заново сформировать сеть авиационных маршрутов. Существенную часть инвестиций в транспорт и логистику России предстоит привлечь из-за рубежа, в том числе на мероприятиях, подобных ВЭФ.

Санкции и импорт оборудования. Крупнейшие инвестиционные проекты России на Дальнем Востоке и в Арктике нуждаются в новейших промышленных и информационных технологиях. Увеличивая объемы добычи нефти и газа, развивая предприятия нефтехимического комплекса, производство минеральных удобрений и рыбопереработку, Россия лишь частично обеспечивает вводимые мощности отечественным оборудованием. Поэтому приток инвестиций в названные отрасли, а также привлечение зарубежных технологий в машиностроение для решения задач импортозамещения требуют терпеливой работы как дипломатов, так и бизнесменов.

Форум во Владивостоке призван показать зарубежным партнерам масштабы российской экономики и перспективы ее развития, а участвующие в его работе представители правительства и Федерального собрания постараются успокоить тех зарубежных партнеров, которые заинтересованы в сотрудничестве, но опасаются оверкомплаенса — чрезмерного контроля над выполнением санкций со стороны надзорных органов государств, которые такие рестрикции ввели. Лидерами в санкционной войне сегодня выступают США и ЕС, но ряд государства АТР, в том числе Япония и Южная Корея, в этих недружественных по отношению к нам действиях участвуют. Российский бизнес в большинстве своем к санкциям приспособился и теперь готов поделиться опытом с заинтересованными в сотрудничестве зарубежными инвесторами.

Использование потенциала территорий опережающего развития (ТОР) и иных преференциальных режимов. Работа по созданию благоприятного инвестиционного режима на Дальнем Востоке началась в 2015 году, когда были учреждены первые ТОР. Сегодня их более двух десятков, одновременно развиваются иные формы поощрения российского и зарубежного бизнеса. В их числе Арктическая зона РФ — крупнейшая особая экономическая зона в мире, на которой инвесторы пользуются специальными режимами налогового и административного регулирования. Общий объем инвестиций по уже подписанным соглашениям на Дальнем Востоке России составляет 7,2 трлн рублей, реализуются 2799 проектов, в действие введено более 500 предприятий, из которых 140 — в предыдущем 2022 году, создано 108 тыс. новых рабочих мест.

Указанные цифры невелики, поскольку интеграция российской экономики в АТР требует совершенно иных масштабов инвестиционной деятельности. Поэтому ВЭФ-2023 призван стать еще одним шагом на долгом пути, который органы власти, структуры бизнеса и гражданского общества должны пройти вместе.

Автор — д.э.н., профессор СПбГУ, эксперт клуба «Валдай»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир