Цифровой культурный код

Сохранение культурного наследия способствует наделению смыслом прошлого и настоящего, поэтому остается одним из ключевых приоритетов нации, требующим значительного финансирования. В 2023 году в бюджете РФ на реализацию государственной программы «Развитие культуры» было заложено 175,4 млрд рублей, на 2024 год предполагаются вложения в сумме 182,2 млрд рублей, а на 2025 год — 151,9 млрд рублей. Вместе с тем, по подсчетам Минкультуры России, реальная потребность в финансировании для сохранения всех объектов культурного наследия России требуется не менее 2,1 трлн рублей.
Помогает культуре и бизнес. В последние 20 лет российские предприниматели постоянно вносят свою лепту в дело сохранения и возвращения объектов российского культурного наследия. Так, Владимир Потанин приобрел и передал музею «Эрмитаж» картину Казимира Малевича «Черный квадрат», фонд Потанина выступил инициатором многих значимых культурных инициатив, в числе которых целая программа, помогающая вузам и музея создавать свои фонды целевого капитала — эндаументы. Известен своей благотворительной деятельностью и Алишер Усманов, а российский миллиардер Виктор Вексельберг учредил в 2004 году Культурно-исторический фонд «Связь времен», вернувший в Россию коллекцию Фаберже и отреставрировавший Шуваловский дворец в Петербурге для создания музея. Одним словом, в сфере сохранения культурного наследия идет перманентный поиск новых источников и форм привлечения в нее финансирования.
Одним из нетривиальных вариантов решения вопроса привлечения финансирования вот уже несколько лет подряд считается использование так называемых технологий доверия на основе блокчейна. Новые технологические решения позволяют организовать привлечение значительного розничного финансирования. При должном структурировании сделки по привлечению такого финансирования, построении правильной экономической модели и учете регуляторных особенностей размещения цифровых инструментов финансирования в той или иной стране их использование позволяет не только обеспечить высокий уровень ликвидности на музейном и арт-рынке, но и популяризировать среди несвойственного ранее для такого инвестирования сегмента инвесторов и меценатов различные направления искусства.
Подобными проектами уже довольно давно занимается, к примеру, Амстердамский Фонд наследия Рембрандта, который в 2022 году объявил о выпуске NFT на картину Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Выручку организаторы проекта решили потратить на расширение доступа к картине и создание виртуального музея Metarembrandt.com. Немногим позже Музей изящных искусств в Бостоне также анонсировал продажу коллекции NFT на цифровые версии пастелей известнейших художников, чтобы получить дополнительные средства для консервации картин Эдгара Дега «Эдмондо и Тереза Морбилли» и «Отец Дега слушает Лоренцо Пагана, играющего на гитаре».
Одним из пионеров в привлечении финансирования за счет технологии блокчейн стал российский Государственный Эрмитаж. В рамках проекта «Ваш токен хранится в Эрмитаже» музей выпустил серию NFT — цифровых копий мировых шедевров из своей коллекции. За ним последовали и другие российские музеи. Так, NFT-платформа, анонсированная петербургским культурным пространством «Третье место», предусматривала организацию краудфандинга для приобретения предметов искусства в частную коллекцию культурного пространства, приобретателям же NFT предлагалось первыми увидеть шедевры. Свой проект, направленный на сохранение искусства, представила и платформа «ВКонтакте»: социальная сеть организовала продажу «коллекции NFT», созданной в коллаборации с рядом современных цифровых художников. Вырученные от проекта средства должны быть направлены на реставрацию дома Бака в Санкт-Петербурге.
Новизна технологии пока что нередко создает трудности. К примеру, инвестиционный актив в таких проектах часто оказывается в серой зоне в силу как новизны инструмента, так и неясного регулирования, а сами права в отношении передаваемых объектов искусства –— декларативными. Из-за подобных рисков мировой рынок NFT, стремительно взлетев пару лет назад, со временем просел: серьезные инвесторы со значительными возможностями предпочитают оставаться в аналоговом мире хотя бы ради ясности результатов и большей защищенности своих вложений.
Однако у цифровых финансовых проектов с внятным статусом есть значительные шансы. Чтобы изменить ситуацию, требуется большая работа по легализации блокчейн-проектов и выводу их в белую зону. И такие шаги уже делаются. Сегодня права в цифровой форме в отношении предметов искусства могут быть легальным и защищенным объектом инвестирования на так называемых платформах операторов инвестиционных платформ. Первой из таких лицензированных платформ для совершения в РФ легальных сделок с активами в цифровой форме стала платформа «Атомайз». Созданная для выпуска цифровых финансовых активов, она организована на базе технологии распределенных реестров и отлично подходит для выпуска NFT. В РФ они имеют законодательно закрепленный статус цифровых прав и поэтому могут превратиться в достаточно гибкий и удобный инструментарий поддержания и управления культурным наследием.
Еще одной интересной формой применения технологии распределенного реестра в связи с управлением культурным наследием является ее использование для организации провенанса, то есть фиксации цифровых транзакций в отношении сделок по продаже предметов искусства, организации баз данных подлинности таких предметов, хранения соответствующих сертификатов. Данные возможности технологии позволяют повысить защищенность участников рынка искусства, обеспечить транспарентность цепочек передачи ценности на данном рынке, верифицируемость и гарантированное поступление отчислений авторам работ от последующих перепродаж, что, в свою очередь, способно внести неоценимый вклад в дело не только сохранения культурного наследия, но и его приумножения.
Автор – управляющий партнер Findustrial Consulting Group
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора