Проблемы в экономике Евросоюза предсказывают уже самые статусные эксперты — в августе Bloomberg спрогнозировало снижение ВВП региона на 5%. Действительно ли проблемы в ЕС могут быть настолько масштабными? Попробуем разобраться.
Экономика Евросоюза представляет собой совокупность 27 стран-членов. ВВП региона занимает третье место в мире после США и Китая и составляет 16% от мирового. В последние годы Европа росла в среднем на 2% в год (за исключением ковидного 2020-го, когда падение составило ошеломительные 5,9%).
Вплоть до 2022 года инфляция в ЕС в последние десятилетия редко превышала 2%, а ставка ЕЦБ держалась на уровне 0–0,5%. Госдолг в ЕС на вполне допустимом уровне — €13,2 трлн, или 85% ВВП, а дефицит бюджета — небольшие 3,3%.
Как видно, экономика Европы исторически стабильна. Что же такого увидели аналитики Bloomberg?
Первый из факторов — рост цен на энергоносители. Казалось бы, в этом году конъюнктура энергетического рынка благоволит ЕС: цены на нефть находятся ниже прошлогодних уровней на 15–20%, а на газ держатся в диапазоне €300–400, что в разы меньше прошлогоднего уровня.
Но дьявол, как говорится, кроется в деталях. Разорвав газовые отношения с Россией, Евросоюз лишился долгосрочных контрактов поставок голубого топлива. Цены по ним, в отличие от спотовой стоимости СПГ на бирже, намного стабильнее и не подвержены резким колебаниям. Пока ЕС не увеличит количество терминалов СПГ и объемы хранилищ, страны союза будут сталкиваться с дефицитом газа. Это значит, что в ближайшие годы цены на газ будут сильно волатильны.
Из-за непредсказуемости затрат на сырье уже началась миграция производств из Европы в страны со стабильным энергобалансом — США и азиатские государства, всё чаще зазвучало слово «деиндустриализация». По данным опросов агентства Kantar, более четверти немецких фирм хотят перенести свои производства за границу. Судя по тому, что за первое полугодие 2023-го энергопотребление в ЕС сократилось на 6%, процесс переезда энергоемких предприятий из региона уже идет и есть риски только его ускорения.
Вторая причина — в небывалой инфляции. Пик ее пришелся на ноябрь 2022-го, когда рост цен перешагнул отметку в 11%. В некоторых странах Восточной Европы инфляция преодолела уровень 20%. Помимо энергоресурсов дорожало продовольствие, а увеличение стоимости продуктов питания в годовом сопоставлении составило рекордные за 50 лет 15,5%.
Цель ЕЦБ по инфляции — 2%, для этого регулятор ужесточает денежно-кредитную политику. Первое поднятие ставки прошло в сентябре 2022 года, с тех пор она подросла с 0 до 4,25%. Действия Центробанка формально начали давать свои плоды — рост цен в ЕС в июне 2023-го опустился до 6,4%. Но важно, что спад произошел в основном за счет стоимости энергоресурсов, при этом продовольствие мало реагирует на изменения (за июнь рост цен на такие товары был 13,8%). Исходя из этого, цикл увеличения процентных ставок пока нельзя назвать завершенным.
Жесткая монетарная политика ведет к третьему неприятному фактору — она подавляет экономическую активность. Последствия от изменения процентных ставок в полной мере проявятся к концу этого года. Если политика ЕЦБ не приведет к существенному снижению инфляции, то Европа может столкнуться в 2024 году со стагфляцией — падением ВВП при одновременном росте цен. Пожалуй, это самый опасный и неприятный сценарий для любой экономики.
Смогут ли государства Евросоюза в очередной раз поддержать производителей и граждан в случае развития негативных тенденций? Ответ неоднозначен.
С одной стороны, госдолг стран ЕС по отношению к их ВВП существенно ниже, чем в США, Китае и Японии, а значит, запас в предоставлении госпомощи есть. Вот только в разрезе стран, входящих в Евросоюз, долговая нагрузка сильно разнится. А это значит, что, как и в 2010 году, когда разразился долговой кризис, может встать вопрос: почему богатые и успешные страны должны помогать слабым и финансово безответственным партнерам по союзу? Очередная постановка такого вопроса может и не найти вразумительного ответа, а то, что у ЕС есть не только вход, но и выход, продемонстрировал Brexit.
Пока мрачные прогнозы Bloomberg не подкрепляются последними цифрами. Однако предпосылок для его реализации вполне достаточно.
Автор — первый заместитель председателя правления РосДорБанка
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора