Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Политолог заявил о провокационности высказываний Стармера и Макрона
Армия
Минобороны РФ сообщило об атаке ВСУ по нефтеперекачивающей станции «Кропоткинская»
Мир
Неразорвавшуюся авиабомбу обнаружили в центре чешского Брно
Мир
Путин и президент ОАЭ Аль Нахайян обсудили диалог РФ и США по Украине
Политика
Военный аналитик указал на разочарование наемников службой в ВСУ
Общество
СК зафиксировал доказательства атаки ВСУ по жилому массиву в Курской области
Мир
ВМС Испании и НАТО начали масштабные военно-морские учения в Кадисском заливе
Мир
Встреча делегаций России и США началась в Эр-Рияде
Общество
Пиротехники МЧС России уничтожили украинский дрон «Чаклун» в Курской области
Авто
Сборку китайских Renault под брендом из РФ наладят во Владивостоке
Политика
Эксперт указал на отсутствие перспектив размещения британских солдат на Украине
Армия
Средства ПВО за сутки сбили 227 беспилотников ВСУ
Мир
США введут пошлины в отношении закупающих нефть и газ у Венесуэлы стран
Общество
Суд удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Михаила Ефремова
Общество
В порту Усть-Луга из аварийного танкера Koala откачали почти 30 тыс. т мазута
Политика
В МИДе обвинили Киев в попытке создать негативный фон вокруг переговоров РФ и США
Авто
Toyota впервые обновила внедорожник Land Cruiser 300
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Его считают достойным продолжателем актерской династии. Никита Ефремов не разочаровывает, но карьеру выстраивает по собственному сценарию. И решительно переписывает его, если путь становится в тягость. Кто-то не понял его уход из созданного дедом «Современника», но Никита объясняет, что всё в жизни должно быть по любви и с желанием. Об этом и о простых радостях, собственных страхах и музыкальных амбициях Никита Ефремов рассказал в интервью «Известиям» накануне выхода на телеэкраны восьмисерийного фильма режиссера Игоря Твердохлебова «Библиотекарь». Картина снята по заказу РЕН ТВ по мотивам одноименного бестселлера Михаила Елизарова. У Никиты Ефремова — главная роль. Телевизионная премьера — 27 августа в эфире РЕН ТВ.

«В фильме есть «Библиотеки», а у нас — своя «Читальня»

— Что было для вас раньше: сценарий или роман Михаила Елизарова «Библиотекарь»?

Роман. Его я прочел, когда он только вышел. Остались приятные воспоминания о книге. Когда предложили сценарий, понял, что, конечно же, сериал будет другим. Не стоит искать там прямую экранизацию: фильм снят по мотивам романа. Но мне было интересно окунуться в фэнтезийный мир, созданный автором.

На съемках сериала «Библиотекарь»
Фото: предоставлено пресс-службой Wink

— В вашем случае кастинг нужен или вас приглашают на роль без проб?

Нет, конечно, пробы были. Кастинг-директор подбирает ансамбль для картины. Смотрит, возникает ли у партнеров химия, насколько органично они смотрятся вместе. Успешный кастинг во многом решает, какая будет картина. Потому что кино — это типаж и монтаж.

Мы с партнерами очень быстро подружились. У нас даже чатик до сих пор функционирует. В фильме есть «Библиотеки», а у нас — своя «Читальня».

Актеры Никита Ефремов и Сергей Епишев на съёмках сериала «Библиотекарь»

Актеры Никита Ефремов и Сергей Епишев на съемках сериала «Библиотекарь»

Фото: предоставлено пресс-службой Wink

— В «Библиотекаре» заложен некий воспитательный посыл. Думаю, у кого-то после просмотра рука потянется к книжной полке. А на ваш взгляд, важно ли детям читать книги?

— У меня нет детей, поэтому не могу быть компетентным в этом вопросе. Но если ты человек взрослый, то сам решаешь, что для тебя важно, а что нет. На мой взгляд, взрослые люди ищут смысл, потому что им очень страшно поверить, что можно жить просто так. А мне, например, близки строчки Давида Самойлова из поэмы «Цыгановы»: «Неужто только ради красоты/ Живёт за поколеньем поколенье — И лишь она не поддаётся тленью? И лишь она бессмысленно играет/ В беспечных проявленьях естества?..» И это мне близко.

— Никаких высоких целей вы себе не ставите?

— Смотря что вы называете высокими целями. У меня есть цель, как принято говорить, приземленная: построить дом, увидеть китов, еще что-то. Современные исследования гормона дофамина говорят о том, что человек получает большее удовольствие не от достижения целей, а в процессе их достижения.

Стремясь найти смысл существования, мы забываем о том, что само существование уже ценно. У меня есть стихотворение, написанное еще в институте. Начинается так: «Если бы не было рук у меня, я бы, наверное, любил свои руки…» И это очень про человека. Мы с вами можем видеть, слышать, улавливать запах, различать вкус еды. У нас есть руки и ноги. А у кого-то их нет. Ощущение благодарности за такие, казалось бы, простые вещи и может быть смыслом жизни.

На съемках сериала «Библиотекарь»

На съемках сериала «Библиотекарь»

Фото: предоставлено пресс-службой Wink

«Обязательный набор для мальчика из интеллигентной семьи я прочел»

— Вы много читали в детстве?

— Мне кажется, что нет.

— Это пришло в более осознанном возрасте?

— Ну вообще-то, у меня мама филолог. Поэтому обязательный набор для мальчика из интеллигентной семьи я прочел. Но сейчас художественную литературу я читаю мало. В основном — книги по психологии. Кино, книги, театр — это всё относится к эмоциональной сфере. Эта сфера призвана сделать так, чтобы наше внимание следило за героем, отождествляло с ним и испытывало довольно сильные эмоции.

На съемках сериала «Библиотекарь»
Фото: предоставлено пресс-службой Wink

А вы не хотите?

Мне на работе хватает переживаний. А то, что у зрителей возникают такие эмоции, — это хорошо. Они могут их пережить в безопасном месте. Мне самому интереснее идти в сторону наблюдения за этими эмоциями, а не проживания их.

— Можно ли вернуть моду на чтение?

— Смотря зачем ее возвращать.

— Чтобы нейронные связи в голове возникали.

— Мне кажется, нужно перенести внимание на себя и своим примером демонстрировать это людям. Как говорится, хочешь, чтобы все вокруг успокоились, успокойся сам. А мир вообще умный. Он сам как-нибудь разберется.

На съемках сериала «Библиотекарь»
Фото: предоставлено пресс-службой Wink

— «Библиотекарь» — жесткий фильм. На экране льются литры крови. Наверное, актеру, согласившемуся на роль в таком экшене, в жизни не хватает драйва. Так ли это?

— Да нет. Всё-таки это приключенческая история, фэнтези. Мне было интереснее смотреть на роль с точки зрения архетипа персонажа, как он воздействует на меня, на зрителя. А в истории со схватками и жестокостью я вижу параллель с тем, что происходит сейчас в современном мире. В книге — то же самое, герои бьются за радость, за терпение, за силу, за власть, за ярость.

— Пианист Денис Мацуев говорил: хорошо, что мама заставляла его заниматься, привязывала к роялю. Иначе ничего бы не вышло из мальчика. В лучшем случае был бы футболистом.

Ну класс, значит ему так здорово. А вот мне — нет.

На съемках сериала «Библиотекарь»
Фото: предоставлено пресс-службой Wink

«Трудно решиться уйти с нелюбимой работы и найти новую»

— Вы против насилия?

— Само рождение человека — акт, с одной стороны, божественный, с другой стороны, сколько боли испытывает женщина! Да и сперматозоид, когда попадает в яйцеклетку, совершает акт агрессии. Агрессия — это естественно. А насилие, скорее всего, — это подавленная, неизученная, невыясненная агрессия. Поэтому, если мы не проясняем свое отношение к чему-то естественному, оно становится неестественным и причиняет ущерб.

А вообще мир очень полифоничен. В нем происходит всё, причем одновременно. Представляете, сколько людей родилось и умерло, пока мы с вами разговаривали?

Ой, даже не хочу представлять, сколько умерло.

Ну родилось. Много.

Съемки сериала «Библиотекарь»
Фото: предоставлено пресс-службой Wink

— Мне кино показалось страшным, драматичным. Я переживала — как же артисты не сошли с ума?

— Знаете, как нас учили: спектакль создается в первую очередь у зрителя. Константин Райкин в интервью рассказывал, как он смотрел спектакли «Современника». Видел там Табакова и остальных и сопереживал. А потом очутился внутри спектакля. И узнал, какой Табаков шутник: он одной половиной лица плачет, другой плюется вишневыми косточками в кого-то.

Хорошо что вы испытываете какие-то чувства. Кино и направлено на то, чтобы вы могли безопасно прожить свои не самые приятные эмоции. Если вы испытывали страх, может быть, он был где-то глубоко и таким образом проявился. Это же здорово. Вы прожили его в безопасных условиях.

— Я будто закрываю гештальт у психолога.

— Я очень хорошо понимаю, что есть страхи, которые ни на чем не основаны, а есть те, которые впрямую могут привести меня к освобождению, если я буду бороться с ними. Они сдерживают, мешают моей внутренней и внешней свободе, не дают попробовать новое. Я это испытал, прыгая с парашютом. Было очень страшно. Но следующая секунда после падения в бездну становится лучшим ощущением в жизни. Я уже четыре раза прыгал.

Этот страх я наблюдаю у всех вокруг. Трудно решиться уйти с нелюбимой работы, найти новую. В конце концов, делать то, что тебе хочется. И при этом мы все очень любим наблюдать за детьми, которые свободно исследуют этот мир.

— Но взрослые рассуждают иначе: «Мы старше, мы знаем, как надо».

Дети любят повторять за родителями, и если вы будете счастливыми, они повторят за вами. Счастье заразительно, как и несчастье.

— Как вы выбираете, в чем сниматься?

Для меня важен первый отклик. Понравится или нет.

«Я же не часы, чтобы меня коллекционировать»

— На съемки в откровенных эротических сценах легко соглашаетесь?

— Разные режиссеры есть. Тот же Ларс фон Триер — ну очень крутой. Я понимаю, зачем у него такие сцены сделаны. Вижу, что в этом часть искусства. А где-то это происходит просто формы ради. Для меня лично порнография разрушительна. Одновременно с этим в голой натуре я не вижу ничего такого. Зайдите в Пушкинский музей — там Давид при входе, еще множество обнаженных тел. Есть индийская культура и «Камасутра». Думаю, мы в этом смысле немножко недоразвиты. Как-то у нас с сексуальным совсем плохо.

Если бы вам предложили сыграть вашего дедушку Олега Ефремова, вы бы согласились?

— Смотря где, у кого, зачем? Сама по себе эта идея мне понятна. И если это какая-то интересная история, я соглашусь.

Был у меня опыт: в «Современнике» делали спектакль про семерых основателей театра, и я был Олегом Николаевичем. Мне кажется, это было обаятельно и смешно. По крайней мере, Станиславу Любшину понравилось.

Никита Ефремов рядом с портретом Евгения Евстигнеева после сбора труппы театра «Современник»

Никита Ефремов рядом с портретом Евгения Евстигнеева после сбора труппы театра «Современник»

Фото: ТАСС/Михаил Терещенко

Сейчас на сайте «Современник» вас нет ни в труппе, ни в приглашенных артистах. Что случилось?

Я просто ушел, год уже. Я задал себе вопрос: «А хочется ли мне играть в театре?» И честно себе ответил: «Не хочется». Сейчас у меня такой период.

— Принципиально в «Современнике» или вообще в театре?

Вообще не хочу. Пока мне важно быть честным с самим собой. Один мой знакомый сказал классную фразу: «Сильный человек отличается от слабого тем, что меньше терпит». Мне хочется быть сильным человеком. Надеюсь, если я захочу, у меня будет шанс поиграть.

— Но может так статься, что, когда захочется, вам скажут: «Ну всё, дорогой, ушел — и до свидания».

— Всегда есть два варианта восприятия того, что происходит с тобой: либо мир настроен против меня, либо всё, что мне предлагает мир, — это и есть самое лучшее. Если мне скажут: «Ну, голубчик, поздно», — значит, возможно, мне действительно туда не надо.

Кем для вас была Галина Борисовна Волчек?

— Я соглашусь со многими, кто говорит, что она была общей мамой. Мне кажется, что ей было сложно увидеть во мне меня. Потому что Галина Борисовна видела во мне и вспоминала отца и деда. Для нее я всегда оставался маленьким. Мне почему-то казалось, что ей очень грустно, что она тоскующий и во многом одинокий человек. Но при этом волевой, властный, очень любящий, не терпящий предательств. Волчек была где-то своевольной. Она мне напоминала Екатерину II.

Художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек

Художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

C ее кончиной что-то разладилось в «Современнике». Вам не кажется?

Так и должно быть. Не разладилось. Это просто естественный процесс, которого почему-то все боятся. Как говорил замечательный режиссер Петр Наумович Фоменко: «Театр должен умереть вместе с человеком, который его строил».

— Волчек сразу позвала вас в «Современник»?

— Я пробовался во многие театры.

— Были те, кто не верил в ваш талант? Мне кажется, это даже престижно — иметь в труппе Ефремова. Разве нет?

— Это не мне решать. Я же не часы, чтобы меня коллекционировать.

— Если бы бездарный, то понятно — часы.

— Для кого-то, может быть, бездарный, для кого-то нет. Я себя бездарным не считаю. По поводу театров: я пробовался во многие. В «Современник» я пошел, потому что думал, что если мне захочется заняться режиссурой, то, возможно, Галина Борисовна даст мне больше свободы. Но мне не захотелось на тот момент. Вот.

— Сколько вы прослужили в театре?

— С 2009 по 2022 год. 13 лет.

Никита Ефремов в спектакле театра «Современник»

Никита Ефремов в спектакле театра «Современник»

Фото: РИА Новости/Илья Питалев

«Главное — не думать, а начать делать»

— Я слышала, вы пишете музыку.

— Да. Даже не знаю, как этот жанр называется. Может, инди-рок. Но вряд ли это оно. Признаться, иногда у меня появляется танцевальная музыка, иногда мистическая, шаманская. А порой — хип-хоп и чистый рок.

— Что вы слушаете? Какая музыка в вашем плейлисте?

— У меня сильный разброс. В одном плейлисте могут быть «Мегаполис», «Урфин Джюс», «Нож для фрау Мюллер», «Кино», Баста, Леонид Утёсов, Алиса Фрейндлих и Леонид Фёдоров.

— А на попсу не тянет?

В зависимости от настроения могу поставить «Руки Вверх!». Ребята они клевые. Могу потанцевать под них. А чего нет-то? А бывает — захочется Рахманинова послушать. У меня они абсолютно уживаются.

А свои сочинения вы кому-то показываете?

— Да. Мало того, мне хочется в эту сторону продвинуться. Сейчас я снимаюсь, потом хочу отдохнуть и сделать что-то с моей музыкой.

На съемках сериала «Библиотекарь»

На съемках сериала «Библиотекарь»

Фото: предоставлено пресс-службой Wink

— Группу собрать?

Пока нет. Но я думаю, она найдется, если захочется.

— Вы пока пишете в стол?

Главное — не думать, а начать делать. Сам процесс творчества очень важен. И не стоит загонять его в рамки. Надо позволить ему случиться.

— Где вы сейчас снимаетесь? Где можно вас увидеть?

Завершились съемки второго сезона сериала Кирилла Плетнёва «Оффлайн. 2:0». Снята «Крутая перемена» режиссера Карена Оганесяна. Идут съемки сериала «Морозко» режиссера-дебютанта Юлии Лысовой. Но это не имеет отношения к сказке, название скорее саркастическое. Про несколько проектов пока не могу говорить. Сейчас одновременно много работы, семь-восемь картин. Некогда расслабляться.

Читайте также
Прямой эфир