Последние годы мы следим за созданием новых учебников и новой программы по истории для школ, по ним ученики старших классов начнут учиться уже с нового учебного года. Но сейчас происходит трансформация и высшего исторического образования. Оно не так активно освещается СМИ, а ведь в нем уже можно выделить конкретные сформировавшиеся тенденции.
Совершенно точно можно сказать, что, казалось бы, гуманитарный предмет история может и должен быть прикладным. Традиционно считается, что историк описывает прошлое, работает над сохранением источников, пишет книги и научные статьи. Прикладная история — это новый аспект применения исторического знания, которое только приходит в Россию. А ведь историки могут заниматься не только изучением и сохранением прошлого, но и работать с настоящим.
Например, существуют антропологи, которые работают с таким непостоянным историческим источником, как человек, пытаясь описать его восприятие событий в конкретный момент времени. Прикладное историческое знание используется, например, в музеях при подготовке экспозиций, в учебниках, книгах, научно-популярных материалах. Историк должен уметь работать с историей как с продуктом — описывать исторические процессы с различных точек зрения, владеть технологиями презентации событий и понимать, как и что воспримет общественность, как и чем на нее можно воздействовать.
Кроме того, уже у современных историков изменился сам подход к изучению, например, источниковой базы. Исследователям приходится активно изучать цифровые методы аналитики, которые часто коррелируют и с математическими методами, и с информационными технологиями, строить собственные базы данных, формировать цифровую культуру, например, уметь участвовать в виртуальных выставках и создавать подобные выставки. Эти компетенции позволяют изменить подходы к изучению традиционных тем, например, через функционал обработки и изучения текстов.
Гуманитарные исследования обогащаются междисциплинарностью. Можно с уверенностью сказать, что существенная часть проектов делается на междисциплинарной основе, объединяя как основные гуманитарные науки: историю, социологию, политологию, экономику, географию, так и, например, кибернетику как науку, изучающую закономерности работы с информацией в сложных системах, к которым относится и общество.
Обогатить восприятие отечественной истории через многостороннее восприятие — Запад –Россия – Восток – Юг, увязывая это в общий контекст, — интересное и перспективное направление, которое ранее использовалось не столь широко. Поэтому в новых учебниках истории для школьников процессы в России будут показаны в связке со всем миром — как с Западом, так и с Востоком. И такая же трансформация происходит и в высшем образовании. Наш мир становится больше.
И все эти тенденции неизбежно ведут к изменениям в образовательном процессе — классическое образование сегодня нуждается в расширении палитры инструментов и технологий.
Сейчас однозначно существует потребность кадрового рынка в достаточно быстром формировании круга историков-прикладников для резко расширяющихся программ научной популяризации знаний: и для музейного сообщества, и широкого круга выставок, и для СМИ, и в процессе современного среднего образования.
И потребность рынка будет только расширяться, так как в современной России остро стоит задача доведения культурного уровня «большого города» до самых удаленных уголков нашей огромной страны. Составляющими решениями этого является как прямой контакт с аудиторией, так и виртуальные программы. И то и другое требует специалистов.
Автор — и.о. директора центра прикладной истории Института общественных наук РАНХиГС
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора