Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин заявил об укреплении оборонного потенциала Союзного государства
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 93 дронов ВСУ над регионами России
Мир
Захарова назвала визит Си Цзиньпина на 80-летие Победы важным событием
Общество
Генпрокурор сообщил о возбуждении более 6 тыс. дел против боевиков и наемников ВСУ
Мир
На Западе заявили об угрозе для НАТО со стороны США
Мир
Филиппо обвинил Каллас в стремлении начать конфликт с Россией
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Мир
В МИД Польши указали на готовность около 30 стран поддерживать мир на Украине
Общество
Путин поручил образовать Службу по вопросам гражданства и регистрации иностранцев МВД
Спорт
Овечкин побил рекорд НХЛ по голам за сезон среди игроков в возрасте от 30 лет
Пресс-релизы
Первая всероссийская акция «Игрушка ветерану» собрала более тысячи работ
Общество
В Роскомнадзоре предупредили о звонках мошенников от имени ведомства
Мир
Захарова указала на недостаток профессионализма у Бербок для работы главой ГА ООН
Мир
СМИ сообщили о прекращении обсуждения в НАТО пересмотра отношений с Россией
Общество
Краснов сообщил о возвращении государству более 15 тыс. незаконно отчужденных объектов
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Культура
«НМГ Кинопрокат» объявила о продолжении «Красного шелка»

Слабость перед полом: «женское» искусство выросло в цене на 25%

При этом оно всё еще дешевле произведений авторов-мужчин
0
Фото: Cube.Moscow
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Платежеспособная аудитория гонится за трендами современным искусством, и один из главных — женское творчество. Число персональных выставок художниц растет, а на российской арт-сцене ярче звучат имена Евгении Дудниковой, Оли Австрейх, Алисы Горшениной. Цены на совриск выросли на 30–40%, а конкретно на работы авторов-женщин — на 25%. На ведущих площадках и в столичных галереях художницы занимают от 20 до 80% каталога. В том, зачем коллекционерам «женское» искусство, чем этот тренд в России отличается от аналогичного на Западе, и почему эти произведения остаются дешевле «мужских», разбирались «Известия».

Покупаем и продаем

Цены на искусство в целом выросли на 20–30% за последний год, уверяет руководитель ARTInvestment Егор Молчанов, таким образом, стоимость работ художниц «выросла примерно на эту же цифру». Согласно данным продаж TEO by COSMOSCOW, количество совриска, проданного с июня 2021-го по июнь 2022 года, составляло 25%, при этом в аналогичный период 2022–2023 годов оно увеличилось до 53%.

По мнению автора Telegram-канала «Арт-консультант» и основательницы галереи женского искусства Murmure Екатерины Карцевой, говоря о женском искусстве, не стоит путать его с феминистским, создающимся в контексте фемтеории.

— Важно определиться с терминологией, потому что женское искусство, арт-феминизм, гендерное искусство и так далее — это все не синонимичные понятия. Часто феминистское искусство ассоциируют с активизмом, трансгрессией. Можно трактовать «женское искусство» как нечто, построенное на рефлексии тех или иных «исконно женских» практик и материалов, таких как шитье, вышивка, включение ткани, ниток в инсталляции и арт-объекты. Есть художницы, которые не взаимодействуют ни с тем ни с другим и никак не проявляют «женское» в своем творчестве, — объясняет эксперт многогранность явления.

На платформе SUPERMARTKET 80% каталога составляют авторы-женщины, самая дорогая художница здесь — Анастасия Копытцева, диапазон цен на работы которой составляет от 140 тыс. до 800 тыс. рублей, рассказал глава площадки Манук Мелконян, уточнив, что ценообразование связано не с гендером. Творческий путь Копытцевой — десять лет, за плечами — персональные и групповые выставки. Цена определяется опытом, а художник без выставочного бэкграунда не может стоить дороже 150 тыс. рублей, подчеркнул специалист.

Глава отдела по работе с галереями BIZAR Дарья Полежаева поддерживает коллегу: формирование нижнего и верхнего порогов цены сохраняется на одинаковом уровне для художников и художниц. Наиболее продаваемые работы — в диапазоне от 20 тыс. до 60 тыс. рублей: импрессионистские пейзажи, абстрактные работы в спокойных тонах, сюрреалистическая графика. По словам Полежаевой, в неделю маркетплейс получает 100–200 заявок на резиденство от самостоятельных авторов, а портфолио художниц занимают 80% от всех поданных заявок.

— С одной стороны, кажется противоестественным делить искусство по гендеру автора, с другой — я покривлю душой, если скажу, что не замечала: действительно, за последние годы появилось очень много замечательных художниц, — делится наблюдениями главный редактор журнала «Объединение», автор telegram-канала Love them all и арт-консультант Марина Анциперова. — Как журналист, не раз составляя материалы из, условно, самых интересных авторов того или иного большого проекта, я ловила себя на том, что в подборку собираются одни женщины или преимущественно женщины и неплохо было бы добавить для баланса больше мужчин.

На фоне данных других онлайн-маркетов, на TEO by COSMOSCOW работы женщин кажутся дешевле мужских: самое дорогое произведение Александра Косолапова стоит 10 млн рублей, а у художницы Оксаны Мась — 3,9 млн рублей. Если рассуждать с точки зрения бэкграунда, такой разброс в ценообразовании кажется не совсем справедливым: и Косолапов, и Мась — несмотря на разницу в возрасте в 26 лет, имеют за плечами опыт участия в крупнейших международных выставках, а их работы находятся в частных собраниях и музеях в России и за рубежом.

Огласите весь список, пожалуйста

Параллельно с тем, как растут цены на женское искусство, растет и число работ — на арт-сцену выходят Евгения Дудникова, Оксана Афанасьева, Софья Акимова. В каталогах российских платформ художники уступают художницам по количественному признаку.

— На SUPERMARTKET из представленных авторов 80% — девушки. Эта пропорция стабильно сохраняется, и предпосылок, что она изменится, нет. Хотя сегодня на вершине мирового современного искусства безраздельно правят мужчины, на подступах женщин гораздо больше, что наглядно продемонстрировала последняя Венецианская биеннале, — отмечает Манук Мелконян.

На BIZAR доля художниц составляет около 75%, художников — 25%, а процентное соотношение проданных работ увеличивается в условиях растущего количества клиентов. В каталоге запущенной в 2023 году площадки Cube.Market 67 авторов, из них 27 — женщины. Но есть и исключения. Как уточнил Егор Молчанов, художниц XIX–XX веков на аукционах ARTInvestment 5–7% от общего каталога, а современных —20–25%.

— Круг моего интереса как куратора и коллекционера выстраивается вокруг женщин-художниц самого широкого диапазона, от Тани Назаренко до Елены Ковылиной, от Марины Звягинцевой до Маши Арендт и Ольги Божко. Моя любимая художница — Екатерина Рожкова — не любит, когда про нее говорят «художница», а не «художник», и ее также смутило, что я не позвала «мужчин-художников» в свою галерею. Для нее в искусстве вообще нет разделения по половому признаку, — рассказывает Екатерина Карцева.

Отследить динамику можно и в галереях. В арт-кластере Cube.Moscow в 2022 году состоялось 111 выставок, из которых 26 — персональные и групповые проекты художниц (23% от общего числа экспозиций). В 2023 году этот показатель вырос даже с учетом снижения количества выставок до 60: 21 из них оказался «сольным» для ряда художниц, что составляет 35% от выставочного плана платформы. В Kupol Gallery 40% каталога занимают женщины, в галерее ЛУЧ — 20%, в арт-магазине Cubed — 50%.

— Половину, а то и 70% каталога у нас занимают художницы, — подтверждает основательница галереи «Е.К.АртБюро» Елена Куприна-Ляхович. — Это Мария Константинова, Мария Чуйкова, Юлия Жданова, Елена Анвор, Вика Малкова и открытие этого года Гаянэ Аветисян. Наверное, самые продаваемые у нас, пользующиеся спросом у коллекционеров художницы, — это Гаянэ, а еще Юлия Жданова, Мария Чуйкова, Мария Казун.

Арт-консультант и директор галереи Serene Александр Бланарь отмечает, что его покупатели чаще всего не делят авторов по гендеру. Но в числе его клиентуры есть два коллекционера, которые собирают исключительно искусство, созданное женщинами.

— Большая часть наших проданных работ — женщины-художницы. Мы видим, что самый активный спрос на конкретных авторов: Оля Австрейх, Виктория Кошелева, Евгения Буравлева, Гаянэ Аветисян. Коллекционеры постоянно возвращаются за их новыми работами и просят держать в курсе их карьеры. Наша первая выставка в галерее Serene в Москве «Легкое оперение» тоже состояла исключительно из произведений, созданных художницами, — рассказал Бланарь.

Нужна женская рука

По мнению Манука Мелконяна, тема женского искусства муссируется в медиа как часть глобального тренда на равноправие, что и подогревает интерес публики. Глава отдела по работе с художниками BIZAR Анна Фролова подтверждает — именно женщин-хедлайнеров гораздо больше, чем мужчин. По ее словам, на это влияют три фактора.

— Во-первых, соотношение цены и качества: женщины чаще мужчин создают «понятное» искусство за невысокую цену. Формируются неоспоримые лидеры маркетплейса, которые продают по несколько картин в неделю. Второе — выбор стиля и направления. Художники чаще предпочитают концептуальные направления искусства, которые сложнее для понимания начинающим коллекционерам. Также стоит отметить, что предметы искусства в стиле концептуализм хуже вписываются в повседневный интерьер. Наконец, визуальная составляющая — художницы чаще выбирают сюжеты и цвета, которые приятны глазу и вызывают положительные эмоции и ассоциации, что мотивирует людей к покупке работ в собственный дом, — объяснил Анна Фролова.

Александр Бланарь признается, что не видит делений искусства по гендеру конкретно в России, хотя чувствует, что «интуитивно мы стремимся к этому тренду». Елена Куприна-Ляхович считает, что «педалирование гендерной тематики» применимо скорее к западному арт-рынку, а в России причина интереса к женскому искусству заключается просто в количественном увеличении художниц.

— За последние пару-тройку лет интерес к молодому искусству действительно резко возрос. Это связано с кризисным состоянием экономики, потому что именно в кризис люди начинают приобретать молодое искусство: оно дешевле. А люди, привыкшие коллекционировать и покупать, не могут этого не делать, вот и обращают внимание на новые имена. Тем не менее и на молодое искусство выросла цена — у нас за последний год рост где-то 35–40%. Новые имена зачастую оказываются женскими, и это прекрасно, — считает галеристка.

По мнению Екатерины Карцевой, рост внимания к культурам, долгое время находившимися в тени, — важная черта «новой этики», под влиянием которой находится западный рынок. Она отмечает: бинарность «женское-мужское» в советской культуре не стояла так резко, как на Западе, а наш арт-рынок напрямую не коррелирует с международными трендами и гораздо меньше развит, чтобы на нем было место спекуляциям. Среди выпускников российских арт-школ больше девушек, чем юношей. Карцева отмечает, что и сама задавалась вопросом, почему это происходит, и спросила мнение преподавателя HSE Art&Design Дианы Мачулиной.

— Она предположила, что искусство стало делом женщин, потому что «мирный, непрактичный, самопожертвенный способ борьбы за смыслы, коим является современное искусство, могут взять на себя лишь женщины». Я по-своему солидарна с Дианой. И открыла что-то вроде квартирной галереи у себя дома, где планирую показывать выставки женщин-художниц. Так получилось, что женское искусство меня больше волнует как коллекционера. Оно трепетнее. Это не было спланировано изначально, но в моей личной коллекции больше произведений, созданных женщинами. В нынешние турбулентные времена именно женская энергия способна противопоставить что-то маскулинности, агрессии и жестокости, — объяснила эксперт.

Говоря о всплеске интереса к женскому искусству, нельзя не учитывать продолжающуюся борьбу за равноправие между полами, в том числе в арт-сообществе. Ритмично растущее присутствие художниц в галереях и на арт-маркетах тоже говорит о признании и заинтересованности. Но остается ощущение, что этот тренд неотделим от глобальной симпатии к совриску — по крайней мере в России. Хотя ценообразование основано на художественном опыте каждого автора, прослеживается диспропорция цен на «мужское» и «женское» искусство. Так или иначе, последнее остается той стороной арт-сообщества, за которой продолжат наблюдать в ближайшие годы и игроки рынка, и неравнодушные зрители.

Читайте также
Прямой эфир